Первый. Отечественный. Высокоскоростной
«Синара — Транспортные машины» построит поезд для ВСМ
Первый отечественный поезд для высокоскоростных магистралей (ВСМ), над которым работают машиностроители, проектировщики, железнодорожники и подрядные организации, не только концептуально разработан, но и продемонстрирован правительству, властям регионов и будущим пассажирам. Его создание потребует плотной кооперации между производителем — «Уральскими локомотивами», входящими в холдинг «Синара — Транспортные машины»,— и сотнями российских поставщиков оборудования. Успешное завершение проекта позволит России войти не только в двадцатку стран с высокоскоростным движением, но и в существенно более узкий круг стран, которые обладают собственной технологией производства высокоскоростных составов.
Новые скорости
Первый российский высокоскоростной поезд обрел концептуальные очертания. 30 августа на выставке «Москва 2030» был показан его макет, в сентябре макет был представлен и в Великом Новгороде. И к сегодняшнему дню составить представление о внешнем виде, интерьере кабины машиниста и компоновке салона смогли не только вовлеченные в проект специалисты, но и широкая публика.
Поезд создается для курсирования по первой высокоскоростной магистрали в России — Москва—Санкт-Петербург. 14 марта старт ее строительству дал президент РФ Владимир Путин. «Особо подчеркну, что в ходе строительства должны применяться прежде всего отечественные разработки и оборудование. Это важно для дальнейшего укрепления технологической независимости страны»,— сказал при запуске проекта глава государства, слова которого размещены на официальном сайте президента России.
Новая магистраль позволит преодолеть расстояние между столицами за 2 часа 15 минут вместо сегодняшних 4 часов. Протяженность трассы — 679 км. Поезд проследует через Тверь и Великий Новгород — в целом маршрут ВСМ охватит регионы, в которых проживает 20% населения России. Ожидается, что в пиковые часы поезда будут ходить с интервалом 10–15 минут, во внепиковые — примерно раз в 40 минут.
Заместитель председателя правительства РФ Виталий Савельев — специально для BG «Транспорт»:
«Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва—Санкт-Петербург ознаменует собой выход на новый уровень качества пассажирского сообщения в стране. Запуск ВСМ объединит Москву и Московскую область, Тверь, Великий Новгород, Санкт-Петербург и Ленинградскую область в единую агломерацию и фактически станет хрестоматийным примером повышения связанности территорий через реализацию высокотехнологического инфраструктурного проекта с использованием передовых решений на каждом участке.
В рамках реализации проекта мы получим серьезный импульс развития отечественной промышленности, в частности для разработки и производства инновационных решений и продуктов в машиностроении, строительстве, связи, цифровых системах. Первый отечественный высокоскоростной поезд станет результатом кооперации общих усилий более 150 отечественных поставщиков и изготовителей сложного технического оборудования. Это будет уникальный пример в современной российской истории. Безусловно, запуск ВСМ станет событием национального масштаба».
Прогнозный пассажиропоток ВСМ к 2030 году составит 23 млн человек в год, или порядка 53% всего перспективного пассажиропотока между столицами.
Стоимость проекта составляет 2,35 трлн руб. Ожидается, что ВСМ будет запущена в 2028 году. Первый участок магистрали, Москва—Тверь, планируется построить в 2026–2027 годах, сообщал в сентябре первый замминистра транспорта Валентин Иванов.
Работы по строительству выходов ВСМ из Москвы и Петербурга проводит ОАО РЖД в рамках своей инвестпрограммы, а основная линейная протяженность ВСМ (Крюково—Обухово) будет строиться по концессии. Уже определен концессионер — ООО «ВСМ Две столицы», учрежденное УК «ВСМ Две столицы» с преимущественным участием Москвы, и ЗАО «Лидер». 5 июля была подписана концессия. Проект ведется с привлечением ОАО РЖД, Сбера, регионов-участников. Рассматривается возможность включения в периметр концессии на миноритарную долю и грузоотправителей, которые могут в обмен на свои инвестиции получить приоритетный доступ к открывающимся возможностям развития грузового движения после открытия для него основного хода Октябрьской железной дороги. На самой инфраструктуре ВСМ будут ходить только новые высокоскоростные составы. Как поясняли в ОАО РЖД, инфраструктура ВСМ не предполагает движения по ней поездов на низких скоростях: технически оно возможно, однако этого не допустит плотность движения поездов ВСМ.
Проект ВСМ в основных своих элементах будет реализован силами отечественной промышленности и подрядчиков. Уже разработаны новые плиты безбалластного верхнего строения пути, будут созданы новые унифицированные конструкции мостов, новая система безопасности, система диагностики и мониторинга инфраструктуры, широкополосные системы цифровой радиосвязи, стрелочной продукции. Как сообщал глава концессионера Олег Тони, в рамках проекта будет построена новая контактная сеть КС-400, обеспечивающая энергоснабжение для скоростей движения до 400 км/ч.
Для регионов, по территориям которых проходит ВСМ, новая магистраль обеспечит не только повышение мобильности населения, новые перспективы для бизнеса и рост туристического потока, но и возможность вовлечь в строительство и обслуживание ВСМ местные предприятия. По словам Олега Тони, ВСМ даст заказ промышленности на 500 млрд руб. и задействует в проекте с учетом производств 240 тыс. человек. Непосредственно в строительство трассы будут вовлечены 12 тыс. единиц техники и 40 тыс. человек.
Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов — специально для BG «Транспорт»:
«Магистраль изменит жизнь всех регионов, по которым она пройдет. По сути, создается одна масштабная агломерация, которая объединит две столицы, Ленинградскую, Новгородскую, Тверскую и Московскую области. Это 30 млн жителей, 20% населения страны. 2 часа 15 минут до Москвы — это новые возможности для бизнеса, туризма. Мы рассчитываем, что туристический поток в Петербург со стороны Москвы вырастет на 25%. Будет расти экономическое взаимодействие между столицами и регионами, по которым пройдет магистраль.
Разумеется, ВСМ — это новые рабочие места, это новые возможности для наших предприятий, которые будут принимать участие в реализации этого проекта. Это мощный импульс для нашего машиностроения и других отраслей.
Отмечу также, что создание нового терминала будущей магистрали обеспечит развитие значительной территории в центре города».
Губернатор Новгородской области Андрей Никитин — специально для BG «Транспорт»:
«Реализация проекта ВСМ создаст прямое транзитное сообщение и увеличит транспортную мобильность жителей области. Прохождение магистрали в непосредственной близости с Великим Новгородом окажет серьезный экономический эффект для региона: новые предприятия, новые рабочие места и возможности для индустрии сервиса — серьезный стимул для привлечения бизнеса и капиталовложений. Также важное направление — деловой туризм. Благодаря логистике, которую создаст ВСМ, регион в краткосрочный период смогут посещать высококвалифицированные специалисты без длительных командировок и переездов. Также строительство высокоскоростной магистрали положительно повлияет на развитие туризма в регионе.
- Улучшение транспортной доступности:
ВСМ сократит время в пути до Великого Новгорода, сделав его более привлекательным для студентов, исследователей и сотрудников предприятий. Туристический поток в регион может вырасти в два раза, так как добираться по ВСМ будет быстрее и комфортнее.
- Привлечение инвестиций:
Удобная транспортная доступность повысит привлекательность Новгородской области для инвесторов, которые будут готовы вкладываться в образование, науку и промышленность региона.
- Создание новых рабочих мест:
Развитие всех этих направлений — образования, науки, промышленности — приведет к росту спроса на разнопрофильных специалистов и созданию новых рабочих мест в отраслях. Вместе с экономикой вырастет качество жизни, будет совершенствоваться социальная инфраструктура.
В целом ВСМ станет стимулом развития Великого Новгорода как университетского центра и инновационного региона, привлекая новые инвестиции и таланты».
Правительство Тверской области — специально для BG «Транспорт»:
«Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва—Санкт-Петербург — это масштабный проект, который открывает перед Тверской областью новые возможности для существенного увеличения темпов роста экономики, развития туризма, создания новых рабочих мест.
Тверская область обладает огромным потенциалом по предоставлению инертных материалов и трудовых ресурсов.
В городе Твери имеются крупнейшие в России Тверской вагоностроительный завод, специализирующийся на выпуске одно- и двухэтажных пассажирских вагонов, вагонов для международного сообщения, различных типов грузовых вагонов и вагонов спецназначения для подвижного состава магистральных железных дорог, электропоездов нового поколения, группа компаний «Ключевые системы и компоненты» — крупнейший российский производитель комплектующих для транспортного машиностроения.
Прохождение ВСМ по территории Тверской области будет способствовать укреплению межрегиональных связей, обеспечению единства туристической и транспортной инфраструктуры и позволит достичь прямого максимального экономического эффекта для региона.
В целом по Тверской области пройдет самый большой участок магистрали протяженностью 260 км».
Стрелой к столицам
Наиболее яркая демонстрация сил отечественной промышленности в рамках этого проекта — первый российский поезд для ВСМ. Новый поезд строят входящие в СТМ «Уральские локомотивы» на своих мощностях в Верхней Пышме. Это будет совершенно новый отечественный поезд, способный развивать скорость 400 км/ч, скорость в эксплуатации составит 360 км/ч.
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов — специально для BG «Транспорт»:
«Создание собственных высокоскоростных электропоездов — одна из важнейших задач, которые стоят перед отечественным транспортным машиностроением в ближайшие годы. Наши инженеры уже сфокусированы на разработке и локализации ключевых узлов и систем, успешно идет подготовка производственной площадки. Инновационному подвижному составу, который станет элементом технологического лидерства отрасли, совместно с ОАО РЖД мы будем уделять особое внимание и в рамках реализации нацпроекта "Промышленное обеспечение транспортной мобильности"».
Поезд в базовом одноэтажном исполнении и восьмивагонной комплектации рассчитан на 454 места, в том числе для маломобильных пассажиров. В первом вагоне будут располагаться 15 мест первого класса, переговорная и 2 купе-сьюта. В поезде предусмотрен один вагон бизнес-класса на 68 мест, четыре вагона комфорт-класса и два вагона класса стандарт. Предусмотрен вагон-бистро с баром. В одном из вагонов могут разместить детскую игровую зону. Олег Тони говорил о возможности сменной компоновки салона поезда.
«Сейчас разработка поезда находится на этапе технического проекта, планируем его закончить до конца года,— говорит генеральный директор АО "Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта" Александр Кирейцев.— Подготовка материалов для завершения технического проекта идет в плановом порядке. Параллельно с завершением техпроекта в 2024 году мы начали работу над рабочим проектом, в первую очередь выпускается конструкторская документация на компоненты с длительным циклом подготовки производства — это рамы тележек и кузова вагонов. На сегодняшний день конструкторская документация на рамы моторных и немоторных вагонов уже выпущена, при этом документация перед утверждением прошла технологическое согласование с производителем поезда "Уральскими локомотивами"». Сейчас, рассказывает господин Кирейцев, идет изготовление опытных образцов рам тележек производителем. «Также хороший прогресс видим по кузовам вагонов,— добавляет он.— В сентябре—октябре выпущена конструкторская документация на первый и третий вагоны поезда для заказа оснастки для производства кузовов. До конца этого года планируем выпустить конструкторскую документацию на остальные кузова вагонов. В целом выпуск конструкторской документации планируем закончить в начале 2026 года. Разработка идет в соответствии с планом».
Уровень автоматизации будет соответствовать УА-3, предполагающему автоведение с персоналом на борту, но в рамках создания поезда закладываются технологии и оборудование, позволяющие достичь максимального, четвертого уровня автоматизации УА-4. Поезд оснащается комплексом технического зрения, средствами дистанционного управления, устройствами интервального регулирования и управления по цифровому радиоканалу, сообщал “Ъ” Александр Кирейцев, но отмечал, что модель эксплуатации в любом случае предполагает наличие персонала на борту.
Испытания нового поезда будут происходить на участке Москва—Тверь, говорил в сентябре вице-премьер Виталий Савельев.
Заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов — специально для BG «Транспорт»:
«Правительство Москвы принимало непосредственное участие в разработке технического задания на поезд. За счет высокой скорости поездка между Москвой и Санкт-Петербургом будет занимать чуть больше двух часов, что говорит об абсолютно новом восприятии времени. В поезде будут применены лучшие решения в области железнодорожного транспорта, в котором у Московской агломерации уже есть большой опыт. Макет поезда уже можно было увидеть на выставке "Станция Манеж. Московский транспорт 2030" этим летом».
43 из 290 необходимых
Первые поезда уже обеспечены твердыми контрактами. В апреле ОАО РЖД заключило с «Уральскими локомотивами» договор на разработку, изготовление и поставку двух головных образцов высокоскоростных электропоездов. Они должны быть поставлены до конца марта 2028 года. Сумма контракта составляет 12 млрд руб.
30 августа «Уральские локомотивы», ООО «ВСМ Две столицы» и ГТЛК подписали договоры на поставку 41 электропоезда для ВСМ. Уже в первом квартале 2028 года, по графику, должно быть поставлено шесть поездов, в том числе два для ОАО РЖД. Всего в 2028 году планируется закупка 28 поездов. Последние два поезда будут поставлены в четвертом квартале 2030 года. ГТЛК, сообщал ее первый замгендиректора Михаил Кадочников, в общей сложности инвестирует в проект 224 млрд руб., уже проавансировала производителю 12млрд руб.
Генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих — специально для BG «Транспорт»:
«В рамках президентского проекта ВСМ Москва—Санкт-Петербург ГТЛК как институту развития транспортной отрасли, имеющему опыт моделирования сложных инфраструктурных и инновационных проектов, доверена роль заказчика 41 серийного поезда.
С учетом того что подвижной состав финансируется за счет кредитных ресурсов передовых российских банков, важно правильно выстроить и соблюсти все экономические ковенанты проекта.
Создание высокоскоростных поездов требует сочетания передовых технологий, инженерных наработок и уникальных решений. Именно поэтому ВСМ воспринимается как индикатор высокого уровня научного и технологического развития страны. Высокоскоростные магистрали есть всего в паре десятков государств.
Пройдя этот путь, мы откроем новую эру российского транспорта и придадим мощный импульс российской экономике. А наработанные компетенции позволят значительно повысить конкурентоспособность продукции российского машиностроения».
С учетом планов на расширение сети ВСМ потребность в поездах для них существенно выше: речь может идти более чем о 290 составах высокоскоростных поездов. Но контрактация этих объемов пока не ведется.
«Проект создания высокоскоростной магистрали в целом и высокоскоростного поезда в частности — большой вызов для всех участников проекта: и для курирующих ведомств, и для финансовых институтов, и для ОАО РЖД, и для производителей со всем периметром поставщиков,— говорит сооснователь и главный редактор Rollingstock Agency Сергей Белов.— Конечно, уже была проведена очень значительная подготовка (высокоскоростное движение в проработке на уровне отрасли находится уже более десяти лет), однако в полноценную практическую сферу проект перешел только этой весной после утверждения проекта и его финансирования президентом России. Отталкиваясь от апреля-2024, до запуска высокоскоростной линии и поезда в эксплуатацию осталось четыре года».
Реализовать такой масштабный проект в указанные сроки — задача очень нетривиальная даже по мировым меркам, полагает Сергей Белов: «Если говорить о поездах, то, например, в 2024 году в Испании пошел в эксплуатацию высокоскоростной поезд Talgo нового поколения с конструкционной скоростью 330 км/ч, однако концепт представлялся еще в 2010-м, а контракт заключен в 2016 году. Поезд нового поколения на 350 км/ч от Alstom пойдет в эксплуатацию в следующем, 2025 году, однако работа над ним началась в 2015-м. Даже Китаю потребовалось пять лет, чтобы создать свой поезд Fuxing на 350 км/ч, однако надо учитывать, что в КНР на направление развития высокоскоростного движения фактически навалились всей страной, определив его одной из основ транспортной политики, а также масштабно использовали в поезде европейскую компонентную базу».
Всеобщая кооперация
Проект российского поезда для ВСМ предполагает разветвленную и плотную кооперацию с поставщиками компонентов и технологий. В СТМ уже прорабатываются варианты поставщиков комплектующих для будущего высокоскоростного поезда, рассказывают в компании. Так, по тяговому оборудованию обсуждается сотрудничество с компаниями «Тяговые компоненты», «Муроммашзавод», по электрической аппаратуре — с «Уралэлектротяжмашем», Заводом автономных источников тока, «Электротранспортом», с пневматическим оборудованием может помочь «Транспневматика». Ведутся переговоры об участии в создании поезда с предприятиями КСК, «СТАТИО Проджект», «Стекломаш», компаниями «ТрансТелеком», КОМЗ, «Транспортная техника», «Мосавтостекло» и другими производителями. Их участие планируется в поставке предметов интерьера, остекления, сцепных устройств, масок поезда, систем развлечения пассажиров, наружных дверей, багажных полок и прочих элементов.
В проекте также, помимо СТМ, будут задействованы крупные российские машиностроители. Так, рассказывал “Ъ” председатель совета директоров СТМ Александр Мишарин, по компонентной базе в ответственности СТМ — кузов вагонов, тяговый двигатель и тяговый преобразователь, редуктор, тяговый трансформатор, тележка. А «Трансмашхолдинг» готов поставлять тормозные диски, санитарные комплексы, межвагонные переходы, элементы интерьера, системы обеспечения микроклимата.
«Один из главных вызовов в создании высокоскоростной линии и поезда — масштабы кооперации,— полагает Сергей Белов.— Сжатые сроки требуют конструктивной ориентации от всех на результат, выстраивания максимально эффективного вертикального и горизонтального взаимодействия. Это касается не только подвижного состава — должна быть своевременно готова и инфраструктура, в том числе для испытаний, и нормативная база в виде стандартов и регламентов. На прения по большому счету времени нет». С другой стороны, говорит эксперт, у России есть опыт масштабных проектов: СССР реализовал кратно превосходящий по сложности проект «Энергия — Буран» со многими неизвестными за 15 лет, «а более эффективная работа в условиях жесткого дедлайна — это неотъемлемая часть нашего национального менталитета».