Владимир Путин утвердил обновленную ядерную доктрину России
Президент Владимир Путин утвердил своим указом основы обновленной государственной политики России в области ядерного сдерживания. В обновленной доктрине расширен перечень военных угроз, для нейтрализации которых допустимо использовать ядерное оружие.
В доктрине отмечается, что ядерное оружие — это крайняя мера для защиты суверенитета страны. Однако из-за новых военных угроз и рисков России потребовалось уточнить параметры, допускающие его применение. Указ расширяет категорию государств и военных союзов, в отношении которых проводится ядерное сдерживание. Так, агрессия со стороны любого неядерного государства, но с участием или при поддержке ядерной страны будут считаться их совместным нападением на Россию.
Ядерный ответ также возможен при критической угрозе суверенитету России обычным оружием или при нападении на Белоруссию как участника Союзного государства. В предыдущей редакции ядерной доктрины говорилось о ядерном ответе России в случае старта баллистических ракет, атакующих территории страны и (или) ее союзников, при этом ни один из союзников не был назван поименно.
Среди других условий для применения ядерного оружия: применение противником ядерного и других видов оружия массового поражения по территориям России или ее союзников, а также по воинскими формированиям и объектам страны за ее пределами; поступление достоверной информации о массированном старте средств воздушно-космического нападения, включая самолеты стратегической или тактической авиации, крылатые ракеты, беспилотные, гиперзвуковые и другие летательные аппараты, и пресечении ими госграницы.
В обновленной редакции доктрины впервые дается определение «потенциального противника»: под ним понимаются «отдельные государства и военные коалиции (блоки, союзы), рассматривающие Российскую Федерацию в качестве потенциального противника и обладающие ядерным и (или) другими видами оружия массового поражения либо значительным боевым потенциалом сил общего назначения».
Указом определены военные опасности для России, которые могут перерасти в военные угрозы в зависимости от изменения военно-политической и стратегической обстановки. В таком случае для нейтрализации «осуществляется ядерное сдерживание». Среди потенциальных военных угроз:
- наличие у потенциального противника видов оружия массового поражения, которое могут применить против России;
- наличие средств противоракетной обороны, крылатых и баллистических ракет средней и меньшей дальности, высокоточного неядерного и гиперзвукового оружия, ударных беспилотных аппаратов;
- наращивание потенциальным противником рядом с Россией или территорией ее созников «группировок сил общего назначения, в составе которых находятся средства доставки ядерного оружия»;
- создание противником в космосе средств противоракетной обороны и противоспутниковой борьбы;
- создание новых или расширение существующих военных коалиций (блоков, союзов), приводящие к приближению их военной инфраструктуры к границам РФ;
- размещение на территории неядерных государств ядерного оружия.
Владимир Путин объявил 25 сентября о внесении изменений в ядерную доктрину, в предыдущий раз обновлявшуюся в 2020 году. Президент объяснял, что власти обязаны учитывать меняющуюся военно-политическую обстановку и возникновение новых источников военных угроз и рисков для России и ее союзников. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков после публикации указа заявил, что потенциальные противники должны понимать «неотвратимость возмездия» в случае агрессии против РФ.
Подробнее о ситуации — в материале «Ъ» «Владимир Путин снимает барьеры».