Требуется семьевед
Новому школьному курсу подыскивают достойных рассказчиков
Работу по внедрению в школы занятий по семьеведению ведут 72 российских региона, сообщила депутат Госдумы Татьяна Ларионова («Единая Россия») на заседании профильной рабочей группы. Впрочем, опыт в этом вопросе у всех у них разный. Федеральные власти же пока лишь принципиально поддерживают предмет, а вот единых стандартов по его преподаванию и по тому, кто его должен вести, пока нет. Депутаты хотели бы, чтобы они появились, но предостерегают от слишком формального подхода. Ведь на кону, на их взгляд, не только «духовные скрепы», но и «национальная безопасность» и шанс выбраться из «демографической ямы».
По словам председателя комитета Думы по защите семьи Нины Останиной (КПРФ), на сегодня профильная рабочая группа аккумулировала «массу полезной информации» по обстановке с семьеведением на местах.
Общий вывод, впрочем, пока один — везде работа поставлена «на разном уровне». Впрочем, как оптимистично отметила коммунистка, есть и «понимание того, что мы идем в верном направлении».
А вот по мнению Инги Корольковой из АНО «Сообщество практиков образовательного семьеведения», единые параметры этого направления все же еще предстоит задать. Особенно они нужны отстающим. В некоторых регионах курсы внедряются последние 7, 10 и даже 15 лет, сообщила она, тогда как федеральное Минпросвещения «подключилось» к работе только в 2023 году, поэтому путь к единообразию предстоит долгий. По мнению эксперта, сейчас Москве следует как минимум издать единое информационное письмо с перечнем согласованных проектов по этому предмету, реализуемых в России.
Пока в депутатской рабочей группе пришли к тому, что урок не должен быть обязательным, но конкретное наполнение курса, количество часов, возраст учащихся и, что важнее всего, требования к педагогам остаются предметом споров. «Самый проблемный момент — кадры: педагогам нужно объяснять, для чего это нужно и почему»,— подчеркнула Оксана Потапова из минобразования Тверской области, где курс начали внедрять несколько лет назад. По мнению чиновницы, внимания заслуживает механизм с внедрением обучающих модулей для профильных колледжей.
В Пензенской области, где семьеведение в школах начало появляться с 2008 года, смотрят на вопрос иначе и, кажется, вообще не задумываются о подготовке профильных специалистов-семьеведов. По мнению Ирины Смирновой из областного Института регионального развития, высокие требования следует предъявлять к личности педагога, а кто именно это будет — психолог, учитель русского или классный руководитель,— не так важно. «Важны качества, которые позволяют не навязывать свое мнение, а в ходе дискуссии подводить очень грамотно и корректно к определенной точке зрения»,— отметила эксперт.
Депутаты в своих выступлениях в основном придерживаются «золотой середины». В первую очередь действительно следует подумать о том, как подготовить кадры, отметила Татьяна Ларионова, но при этом ни в коем случае нельзя допустить «формального подхода». Ведь, по мнению, парламентария, от того, удастся ли повлиять на умы учащихся, зависит ни много ни мало «сохранение наших духовных скреп». Семьеведение, по ее оценке, это проект «национальной безопасности России», оказавшейся в глубокой демографической яме из-за утраты тех самых ценностей. «Слишком много упущено… Да, не все в руках педагога, но очень многое»,— патетично заключила Татьяна Ларионова.