ИИ раскрутился на стримингах
Как злоумышленники используют нейросети, чтобы зарабатывать на онлайн-платформах
Стриминги пожаловались на музыку, созданную с помощью нейросетей. На сервисах появляются целые альбомы, написанные искусственным интеллектом, а выплаты за них получают мошенники. По данным издания The Verge, пострадавшими могут оказаться не только артисты, но и онлайн-площадки, которые производят отчисления авторам. Так, пользователи Spotify отмечают, что при попытке найти трек любимой группы находят записи совсем непохожие на творчество их кумиров. А описание файлов отличается на одну или две буквы от оригинального названия. Собеседники “Ъ FM” допускают, что речь может идти о мошеннической схеме с использованием фишинга.
Как на самом деле устроена эта модель и кто от нее несет убытки? Ведущий аналитик департамента защиты от цифровых угроз компании F.A.C.C.T. Евгений Егоров считает, что основная цель таких публикаций — увеличение трафика: «Это не является фишингом, это неправомерное использование товарного знака, в данном случае бренда. Круг лиц создает профили на стриминговых платформах, за счет популярного имени привлекает трафик на прослушивание этих альбомов. Это делается, чтобы получать деньги с прослушиваний. Проблема в том, что стриминговая платформа плохо модерирует организацию библиотеки артистов, из-за этого может быть небольшой убыток, наверное, у реальных артистов, которые не получат вознаграждение за использование их имени».
Модерация лежит на плечах стриминговых сервисов, но блокировать такую продукцию сложно, отмечает эксперт рынка музыкального контента и исполнительный директор Zvonko Digital Дмитрий Коннов: «В первую очередь ответственность лежит на стриминге. Люди платят деньги за подписку, и стриминговые платформы устанавливают те правила, которыми вынужден руководствоваться рынок, естественно, учитывая интересы тех, кто музыку производит.
Контент должен проходить дополнительную проверку. Проблема в том объеме контента, который ежедневно поставляется на международные платформы. Сейчас стриминги получают порядка 140 тыс. единиц контента в сутки — неизбежны проблемы в области контроля легальности. Очень важна еще позиция правообладателей, они могут со своей стороны также контролировать тот объем контента, который вызывает вопросы.
Стоит надеяться на условный искусственный интеллект, который не только будет создавать проблемы плохой и никому ненужной музыкой, но и, надеюсь, решать этот вопрос, предотвращая такие ситуации».
Альбомы размещаются на стриминговых площадках на несколько недель, а авторы оригинальных треков могут лишь написать жалобу и дожидаться решения сервиса. Артисты напрямую не управляют своими аккаунтами и контактируют со стримингом через компании-посредники, объясняет музыкант и сотрудник одного из звукозаписывающих лейблов Игорь Рысев: «Все альбомы доставляются на площадки, на которых вы слушаете музыку, через компании-дистрибуторы. У крупных артистов всегда есть свои менеджеры в этих компаниях, к которым можно обратиться. Если в карточки попадет какой-то посторонний релиз, оперативно его удалить оттуда не такая большая проблема.
Средние артисты, как правило, сами внимательно следят за своими профилями на платформах. В случае если в них залетит чужой альбом, артист также может написать в поддержку дистрибутора, который сделает запрос напрямую на платформу, чтобы альбом был перенесен из их профиля. Кроме того, у дистрибуторов есть опция модерации, но пока в основном модераторы — это живые люди. У них есть все инструменты, чтобы спорный альбом не попал на площадки, но даже если это произошло, сама площадка, например Spotify, может прислать жалобу дистрибутору на определенный альбом, и уже он сам заморозит заработанные средства у пользователя, который загрузил этот альбом, или заблокирует его аккаунт.
В большей степени проблема сейчас лежит в другой плоскости: пользователи начали использовать ИИ для генерации песен и загружают такие альбомы. Если у модератора нет доказательств того, что это ИИ, то трек спокойно уходит на платформы. Монетизация такого контента уже идет вовсю, и каких-то оснований ее останавливать у дистрибуторов и площадок, по сути, нет».
По данным издания The Verge, совокупные потери игроков рынка как стриминговых площадок, так и музыкантов, могут составлять $2-3 млрд.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".