Технологии должны работать не за человека, а на него
Наталия Цайтлер о приоритетных задачах кредитной организации
Развитие искусственного интеллекта и цифровизации полностью изменило жизнь людей и деятельность организаций. О работе в современных условиях рассказала председатель Поволжского банка Сбербанка Наталия Цайтлер.
— Наталия Владимировна, это ваше первое большое интервью после назначения в Поволжье. Расскажите нам о регионах: как-то отличается бизнес-ландшафт от Черноземья?
— Каждый регион уникален, но иногда встречаются и общие черты — чаще всего они связаны с доминированием определенных отраслей в региональной экономике. Меня Поволжье поразило своим размахом и энергией. Так как аппарат Поволжского банка находится в Самаре, то большую часть времени я провожу в Самарской области. Это регион с высоким потенциалом и развитыми инновациями, а также с богатой историей и культурными особенностями. Когда у меня появляется свободная минута, я стремлюсь исследовать новые места на карте и знакомиться с местными легендами. Я посетила уже все регионы присутствия нашего территориального банка, и в каждом есть уникальные черты и перспективы развития экономики. Одна из ярких по эмоциям поездок — это визит в Астраханскую область, где я была на премьере современной интерпретации оперы Даргомыжского «Русалка» в Астраханском кремле, Сбер выступил генеральным партнером этого показа. Подобные проекты в регионе объединяют людей и вовлекают их в искусство.
— Сбер ранее анонсировал реализацию совместных проектов в сфере туризма в Самарской области. Можете рассказать, какие шаги уже сделаны?
— Не только Самарская область, но и Ульяновская подключена к панели «Туризм» от СберАналитики. Региональным властям доступны сведения о турпотоке с разбивкой по крупным городам области и муниципалитетам. Панель показывает, сколько туристов посещают область, как долго они находятся в области, откуда приезжают, сколько тратят и на что именно, каков средний чек их расходов и многие другие параметры. В прошлом году для Самары был также подключен дополнительный модуль аналитики, который показывает количественные данные по средней загрузке номерного фонда и стоимости номера за сутки, а также позволяет получать качественную информацию, например, почему турист выбрал для посещения именно Самарскую область. Все эти данные способствуют анализу и разработке планов по увеличению туристического потока в регионы.
Развитию туризма напрямую способствует и совершенствование туристической инфраструктуры, в Самарской и Астраханской областях по госпрограмме Сбербанк финансирует строительство гостиниц.
В 2025 году у нас запланировано несколько масштабных имиджевых туристических проектов, которые, я убеждена, будут способствовать увеличению туристического потока в регионы, где представлен Поволжский банк.
— Вы затронули очень важную тему — развитие инфраструктуры. Какие есть крупные, может даже уникальные, проекты в Поволжье?
— Тема важная, это правда. А важная она потому, что напрямую влияет на комфорт жителей регионов. Если аналитические цифры — это что-то условное и не осязаемое для большинства людей, то работу по проектам социальной сферы можно в прямом смысле ощутить на себе.
Уникальный проект, действительно, есть в Оренбургской области. При финансовой поддержке Сбера были произведены реконструкция здания-недостроя бывшей гостиницы и открытие в нем поликлиники. Представленное заемное финансирование проекта обеспечило порядка 95% затрат на реконструкцию и оснащение. Это было первое в стране концессионное соглашение, когда частная компания взяла на себя обязательства не только по строительству или реконструкции объекта недвижимости, но и по оказанию бесплатной амбулаторно-поликлинической помощи. То есть объект, изначально строящийся как коммерческий, был модернизирован под взрослую поликлинику, которая с июня этого года уже обслуживает свыше 37 тыс. оренбуржцев в рамках системы ОМС.
В Оренбургской области Сбер также финансирует ряд проектов по модернизации системы холодного водоснабжения и водоотведения на принципах ГЧП.
Много и других проектов, например, с использованием инструментов финансовой аренды для проектов под ключ: модернизация системы уличного освещения, реализованная при нашем участии в Ульяновской, Пензенской и Самарской областях, поставка коммунальной техники в Волгоградскую, Ульяновскую и Оренбургскую области, городского пассажирского транспорта в Самарскую область и многое другое.
— Насколько активная работа Сбера в Поволжье по цифровизации регионов?
— Слово «технологии», наверное, одно из самых популярных сегодня в нашей стране. На одном из выступлений Герман Оскарович приводил цифры, что технологии искусственного интеллекта могут дать российскому ВВП 4–6% на горизонте до 2030 года — такого раньше не давала ни одна технология. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, — активна по многим направлениям. Заинтересованность есть не только с нашей стороны, большой запрос по этой теме от самих регионов.
Любая трансформация начинается с большого желания сделать процесс быстрее, качественнее, эффективнее, чтобы улучшить жизнь людей. Сбер и правительство регионов работают в тесной связке по решению задач по цифровизации многих сфер. Регулярно мы проводим дизайн-сессии, где анализируются процессы, которые потом «раскладываются» на микропроцессы, чтобы увидеть ту самую возможность для внедрения искусственного интеллекта, которая позволит существенно повысить качество услуг.
Опять же, приводя пример здравоохранения, колоссальный упор делается на эту отрасль. Фельдшерско-акушерские пункты оснащаются телекардиографами с встроенным алгоритмом на базе искусственного интеллекта для обработки ЭКГ. Такой проект у нас сейчас функционирует в Пензе и Волгограде совместно с компанией СберМедИИ, которая входит в индустрию здоровья Сбера. Кроме того, в Волгоградской области медосмотры проводятся с помощью аппаратно-программных комплексов мобильной диагностики «Цифровой ФАП», в регионе уже используются 68 таких комплексов.
Хочу отдельно остановиться на Саратовском проекте, реализованном СберМедИИ совместно с государственным медицинским университетом им. В.И. Разумовского. Там разработали и провели пилотное тестирование сервиса на основе искусственного интеллекта для выявления остеоартроза на ранней стадии, точность модели составила более 80%. В четвертом квартале 2024 года в медицинских учреждениях Оренбургской и Волгоградской области внедряется система поддержки принятия врачебных решений — цифровой помощник врача «ТОП-3», с которым повышается точность постановки предварительных диагнозов на первичных приемах.
— То есть это не всегда готовое решение? Есть возможность разработки конкретной модели под запрос власти или бизнеса?
— Конечно. Здесь приведу пример из Ульяновской области. Клиент, АО «Тепличное», был с нами на дизайн-сессии, увидел потенциал развития своей компании, и мы начали совместную работу в этом направлении. Проводились рабочие встречи, мозговые штурмы, итогом которых стала разработка и дальнейшее внедрение системы по прогнозированию урожайности с помощью инструментов Сбера. Созданная модель искусственного интеллекта была полностью создана с учетом точечной потребности клиента, она показала очень хорошие результаты и стала, по сути, отраслевым решением для похожих компаний.
Пример из другой отрасли: в Самарской области с ООО «ДЕКО», крупным поставщиком на рынке нефтепродуктов, у нас была совместно разработана специализированная онлайн-платформа по продаже топлива от производителя. Благодаря этому у «ДЕКО» появилось решение для взаимодействия с клиентами, которое позволило расширить географию сбыта и усилить конкурентоспособность компании на рынке. Уже за два первых месяца с момента запуска оборот на платформе достиг 100 млн рублей. Теперь компания планирует расширить функционал платформы, добавить новые возможности по закупкам и расчетам, а также увеличить размер активной клиентской базы сервиса.
Поэтому к нам можно и нужно обращаться с конкретными бизнес-запросами в части цифровизации. У Сбера как технологической компании большой опыт и возможности, которыми мы готовы делиться.
— Есть еще одна сторона вопроса: как обеспечить безопасное будущее в условиях быстрого развития искусственного интеллекта и цифровизации?
— Киберинциденты — это, бесспорно, один из ключевых вызовов для бизнеса. Большинство из них не влекут за собой ущерба для компании, так как при наличии защиты хакеры не успевают продвинуться вглубь IT-инфраструктуры и нанести ущерб. Скорость выявления атак зависит от множества условий. При наличии у компании собственного центра мониторинга и оперативного реагирования либо при использовании услуг внешнего поставщика, злоумышленников обычно удается нейтрализовать довольно быстро. Но объективно не у всех компаний есть возможность создания собственной мощной IT-инфраструктуры под эти задачи. В этом случае управлять цифровыми рисками бизнесу может помочь компания-партнер Сбера — BI.ZONE. Плюс подразделения кибербезопасности Сбера работают над современными вызовами цифровизации: прогнозируют риски, изучают методы противостояния угрозам, создают технологии кибербезопасности.
— Эта тема актуальна не только для бизнеса, институтов власти, атаки идут и на обычных граждан. Как здесь может помочь Сбер?
— Кибермошенничество сегодня развивается по двум ключевым направлениям: нанесение ущерба различным отраслям экономики через атаки на компании, о чем мы сейчас проговорили, плюс социальная инженерия. Использование искусственного интеллекта изменило ландшафт защиты и мошенничества. В этом году, к примеру, мы все заговорили о дипфейках. У Сбера уже есть средства для их распознавания, и в банке продолжат такие инструменты развивать. Мы комплексно подходим к повышению киберграмотности населения, особый акцент на работе с молодежью, ведь они одни из самых активных пользователей интернета. Часто проводим лекции в школах, вузах и ссузах: вот в октябре этого года в Самарском государственном техническом университете со студентами встретился заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов. Он рассказал о современных вызовах кибербезопасности, защите персональных данных и управлении рисками в цифровом пространстве. Также проводим информационные кампании совместно с МВД и региональными министерствами.
— В этой ИИ-гонке не потеряется сам человек? Ведь уже сегодня технологии могут заменить ряд профессий.
— Наша задача — сделать так, чтобы технологии работали не за человека, а на него. Цифровизация должна быть ориентирована на потребности и интересы людей. Искусственный интеллект — это помощник в обработке большого массива данных, организации жизни и пространства, оптимизации рутинных задач.
Вернемся к сервису для выявления остеоартроза, о котором я уже рассказала. ИИ-модель не принимает решение за врача, она анализирует информацию и изображения, выдавая на основе этих данных предварительное заключение, а окончательное всегда принимает врач. За счет использования ИИ-модели повышается производительность труда врача-рентгенолога и качество самой диагностики, но модель не заменяет врача.
Поэтому нет, человек не потеряется. Человек определяет цели, стратегии и направления развития искусственного интеллекта. Все цифровые трансформации происходят для общества, для человека, для повышения качества его жизни.
— С учетом вектора развития банка, существует ли проблема дефицита кадров? В том числе в IT? Как идет сотрудничество с региональными вузами?
— IT, кибербезопасность — это, действительно, очень востребованные специальности сегодня по рынку в целом. Наша команда работает с широким спектром задач, поэтому мы всегда рады видеть в наших рядах специалистов разных областей: инкассаторов, экономистов, менеджеров по продажам, операторов контактного центра и многих других.
Первая работа — это всегда ответственный шаг, и мы помогаем студентам на этом важном этапе в жизни. Сбер сотрудничает со всеми крупными региональными вузами, в том числе запускаются совместные образовательные программы, студенты проходят стажировку, пробуя себя в реальных бизнес-задачах. С руководством вузов мы обсуждаем учебные программы, дополняя их практическими кейсами с нашей стороны.
— Не могу обойти этот вопрос. Как обстоят дела на ипотечном рынке? Ждать каких-то позитивных прогнозов?
— Сейчас ипотека действительно переживает не самые благоприятные времена, но на это есть объективные причины со стороны рынка, регулятора, главный «рефери» на этом поле — ключевая ставка. Плюс, динамика выдач ипотечных кредитов тесно связана с мерами государственной поддержки. На фоне вероятности дальнейшего роста ключевой ставки и возобновления выдач по «Семейной ипотеке» спрос на готовое жилье увеличился, уже в октябре мы зафиксировали оживление на этом рынке.
Каких-то долгосрочных прогнозов пока никто не строит, все адаптируются к текущим условиям, рассматриваются различные сценарии.
Не стоит забывать о той самой «невидимой руке рынка»: у высокого уровня ключевой ставки есть и иная сторона – я говорю о размере процентов на вклады, накопления. Как раз в такие периоды в экономике у населения появляется склонность к сбережениям. В притоке депозитов мы наблюдаем вполне рациональное явление — клиенты предпочитают размещать свободные средства на вкладах и зарабатывать на повышении процентных ставок.
— А как в этой турбулентной ситуации чувствует себя бизнес?
— Бизнес показал свою силу и решительность, проявив гибкость и устойчивость к внешним факторам и изменениям в экономике. На фоне роста ключевой ставки происходит естественное замедление инвестиционного кредитования, и во многом дальнейшее восстановление будет завесить от действий регулятора.
Мы сегодня много говорили о технологиях и новых подходах, так вот в эпоху неопределенности и турбулентности технологии открывают путь новых возможностей для развития бизнеса. И мы видим, что предприниматели идут по этому пути.
Сбер, в свою очередь, развивает человекоцентричную модель бизнеса, мы смотрим на клиента намного шире и не ограничиваемся только финансированием, а предлагаем набор сервисов и решений с учетом наших знаний о рынке, технологиях и трендах.
— Какие задачи вы ставите сегодня перед собой и командой Поволжского Сбера?
— Сбер поставил себе цель стать человекоцентричной компанией. Наша задача видеть человека во всем его многообразии потребностей, желаний, его видении будущего, чтобы стать для него полноценным помощником и советником. Поэтому перед моей командой, как и прежде, стоит задача сделать жизнь людей комфортнее, а работу бизнеса — проще и эффективнее, применяя всю палитру новых технологических решений, продуктов классической банковской линейки и компаний-партнеров Сбера.