Израилю и «Хамасу» предложили перейти на турецкий
Анкара примеряет роль посредника в переговорах по Газе
Турция предложила Израилю посредническую помощь в переговорах об освобождении заложников, удерживаемых «Хамасом». По данным СМИ, глава Службы общей безопасности еврейского государства («Шабак») Ронен Бар нанес визит в Турцию, несмотря на то что Анкара объявила ранее о разрыве отношений с Израилем. Это происходит на фоне слухов о переезде политбюро «Хамаса» в Турцию после отказа Катара, давнего медиатора в палестинском урегулировании, размещать его у себя. Израиль относится к турецким инициативам с недоверием, но вариантов у него не так много: премьер-министр Биньямин Нетаньяху уже объявил вознаграждение в частном порядке тем палестинцам, кто поможет освобождению заложников.
Анкара, выйдя на контакт с израильским руководством, вызвалась убедить верхушку «Хамаса» освободить израильтян, захваченных во время резни 7 октября 2023 года. Об этом заявил катарскому изданию Al-Araby Al-Jadeed источник в руководстве палестинского движения. По данным портала, в рамках этих усилий глава «Шабак» Ронен Бар тайно посетил Турцию в минувшие выходные. Из сообщения Al-Araby Al-Jadeed, впрочем, следует, что руководство Израиля отнеслось к этой дипломатической инициативе без особого доверия, но решило не пренебрегать имеющимся, пусть и слабым, шансом.
Предложение Анкары последовало за сообщениями о переезде политбюро «Хамаса» из Катара. Эмират предоставлял его лидерам убежище с 2012 года, однако через год после начала войны в Газе столкнулся с дипломатическим давлением США. 7 ноября МИД эмирата деликатно сообщил, что прекращает свое посредничество между Израилем и «Хамасом» из-за отсутствия энтузиазма у сторон, а 19 ноября официальный представитель катарского дипведомства Маджид аль-Ансари заявил, что переговорщики «Хамаса» «сейчас не в Дохе», отказавшись приводить подробности.
«Офис "Хамаса" в Дохе был создан ради посредничества (в переговорах.— “Ъ”). Очевидно, что, когда нет посредничества, сам офис не имеет никаких функций»,— подчеркнул господин аль-Ансари, отказавшись признать это официальным закрытием офиса.
Источники саудовского телеканала Asharq в «Хамасе» связывают отъезд политбюро из Катара с «зарубежной миссией». Собеседники Asharq не приводят никакой конкретики, однако подтверждают, что недавно они действительно «получили приглашение Турции обсудить предложения и идеи, связанные с прекращением войны и обменом пленными». По их словам, процесс уперся в нежелание господина Нетаньяху вести диалог.
Израильский премьер уже готов прибегнуть к финансовым стимулам, чтобы освободить пленных. «Любому, кто приведет нам заложника, мы предоставим безопасный выход. И ему, и его семье. Мы также дадим вознаграждение в размере $5 млн за каждого похищенного»,— сообщил господин Нетаньяху во время своей поездки в сектор Газа.
Турция была одной из стран, согласившихся разместить у себя боевиков «Хамаса», массово выпущенных в 2011 году из тюрем еврейского государства в рамках сделки по освобождению израильского солдата Гилада Шалита.
Большинство из них плотно обосновались на территории республики. Израиль не раз заявлял, что турецкая юрисдикция превратилась для хамасовцев не только в убежище, но и в оперативный центр. В июле текущего года «Шабак» предотвратила теракт, который, по ее данным, координировался турецкой ячейкой «Хамаса».
Не стоит забывать, что Анкара регулярно помогала Дохе в управлении рисками, связанными с внешним давлением. Она оказала Катару экономическую и логистическую поддержку в 2017 году, когда небольшое аравийское государство столкнулось с экономической, территориальной и политической блокадой, введенной соседями по Персидскому заливу.
В разговоре с изданием The Middle East Eye (MEE) турецкие чиновники выразили сомнение, что их стране удастся занять нишу Катара. Стоп-фактором, по их словам, служат плохие отношения между Турцией и Израилем. По мере продолжения войны в секторе Газа президент Реджеп Тайип Эрдоган занял подчеркнуто жесткую позицию по отношению к еврейскому государству, объявив о разрыве дипломатических и экономических отношений с ним.
Однако собеседники MEE полагают, что, раскрывая подробности переговоров с Израилем по разведывательной линии, Турция, возможно, хочет продемонстрировать свою дипломатическую автономность: посредничая до недавнего времени в переговорном процессе, Катар все-таки действовал в плотном взаимодействии с Египтом.
«Участвуя в российско-украинском урегулировании, Турция не могла оставить в стороне палестинскую тему,— заявил “Ъ” эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов.— Но очевидно, что она вступила в эту игру слишком поздно». Как отмечает эксперт, разрешить конфликтную ситуацию не удалось даже Катару и Египту, «у которых было больше возможностей». По словам господина Семенова, работоспособным выглядит пока коллективный формат посредничества (Египет, Катар и США), к которому Турция могла бы присоединиться. «Сепаратные переговоры вряд ли могут привести к серьезным результатам»,— заключил собеседник «Ъ».