Липецкому пиву перекрывают краны
Областные власти ограничивают торговлю алкоголем в многоквартирных домах
С 1 марта в Липецкой области может быть запрещена продажа слабоалкогольной продукции (пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуха) в «наливайках», расположенных в многоквартирных домах (МКД). Власти считают, что такие объекты под видом оказания услуг общепита фактически круглосуточно торгуют алкоголем, что приводит в том числе к конфликтам местных жителей и посетителей. Ограничения — запрет продажи пива в розлив, запрет на совмещение деятельности магазина и общепита и уменьшенное время продажи — затронут порядка 100 точек. Местные участники рынка поддерживают новый закон, но призывают отделить «наливайки» от специализированных сетей, торгующих продукцией местных пивзаводов. Эксперт добавляет, что при запрете продаж пива в розлив липецкий рынок «останется на растерзание алкогольным дискаунтерам», что может привести к росту потребления крепкого алкоголя.
О планах по ограничению продажи слабоалкогольных напитков в многоквартирных домах Липецкой области губернатор Игорь Артамонов рассказал 20 ноября, отвечая в прямом эфире на вопросы жителей. «Ограничивать в плане культурного потребления неправильно. Другое дело — „наливайки“ всех мастей. Это нелегальный бизнес, прикрывающийся общепитом. Законопроект в облсовет мы уже направили, надеюсь, депутаты его оперативно рассмотрят и примут, и тогда число жалоб на не тот алкоголь, шум, крик и грязь закончатся, наступит мир, порядок и культурное употребление»,— рассказал господин Артамонов.
В облправительстве уточнили, что изменения в региональное законодательство могут вступить в силу с 1 марта 2025 года. Будет запрещено совмещать деятельность магазина и предприятия общепита в одном и том же помещении, а продавать слабоалкогольные напитки получат право четыре вида общепита — рестораны, кафе, бары и буфеты. Еще один запрет касается продажи в магазинах пива в розлив. «В МКД больше не смогут разливать пиво из кранов, а должны будут продавать продукцию только в заводской упакованной таре»,— пояснили в облправительстве.
Наконец, ограничивается время продажи слабоалкогольной продукции. Заведения с отдельной кухней площадью не менее 10 кв. м и 20 посадочными местами в зале обслуживания смогут торговать с 08:00 до 23:00, такие же предприятия, расположенные на прилегающих к МКД территориях,— с 08:00 до 02:00, остальные — с 09:00 до 21:00.
Из законопроекта «О регулировании отдельных вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области» следует, что запреты касаются объектов с залом для обслуживания площадью менее 50 кв. м без учета площади сезонной зоны. Если он вступит в силу 1 марта, то будет действовать по 28 февраля 2031 года включительно.
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что в регионе основные проблемы возникают к деятельности «наливаек». Зачастую у них нет необходимой площади для размещения посадочных мест в зале обслуживания посетителей, что провоцирует конфликты между жителями МКД и посетителями, так как последние употребляют алкоголь после покупки прямо на придомовой территории. По данным властей, число жалоб жильцов на нарушения в «наливайках» по отношению к 2021 году в 2022-м выросло на 33%, а в 2023-м — на 150%.
Еще одним «болевым» вопросом является «активное распространение “пивных шаговой доступности” — небольших торговых точек, нередко маскирующихся под объекты “микрообщепита”», торгующих пивом в розлив. Зачастую они располагаются на первых этажах МКД, а рост числа таких заведения в регионе за последние годы «сказывается и на росте потребления пива». Со ссылкой на исследование Роспотребнадзора по итогам 2023 года в законопроекте отмечается, что в России пиво занимало в структуре продажи 74,77%, тогда как следующие за ним вино и водка — 9,02 и 8,31% соответственно.
Право на ограничение работы «наливаек» регионы получили в начале 2024 года — соответствующий закон приняла Госдума. Воронежская облдума ввела ограничения летом: с 1 марта будет запрещена розничная продажа слабоалкогольной продукции в торговых объектах общей площадью менее 50 кв. м в Воронеже и менее 25 кв. м в районах, а время продажи ограничено с 09:00 до 21:00.
В облсовете комиссия уже рассмотрела законопроект. Со ссылкой на региональное управление потребительского рынка и ценовой политики там рассказали, что из-за ограничений порядка 100 заведений закроются, перепрофилируются или переедут: «Пустующих торговых площадей достаточно».
На той же комиссии липецкий бизнес-омбудсмен Александр Бабанов заявил, что предпринимательское сообщество «в целом» поддерживает законопроект. Вместе с тем господин Бабанов попросил «провести грань между “наливайками” и лицензированными магазинами». «Через специализированные сети продается продукция порядка 29 местных пивзаводов»,— объяснил позицию предпринимателей уполномоченный по защите их прав. На рассмотрение профильного комитета облсовета законопроект будет вынесен на следующей неделе.
Управляющий партнер воронежской ГК «Таркос» (включает пивзавод и различные заведения общепита) Дмитрий Тарасевич также считает, что разработчикам законопроекта нужно отделить друг от друга форматы «наливаек» и цивилизованных специализированных магазинов. По его словам, первые активно росли последние годы, потому что «федеральное законодательство до недавнего времени давало регионам право ограничивать время продаж алкоголя только в магазинах, но не в общепите». В то же время законопроект «содержит в себе избыточное требование», вводя полный запрет на продажу пива в розлив в розничных магазинах, расположенных в помещениях в жилых домах.
«Тем самым он уничтожает сегмент цивилизованной розничной торговли. Специализированные магазины представлены на местном рынке по большей части региональными сетевыми проектами, которые исполняют все законы, не продают пиво по ночам и как раз таки формируют ту самую культуру потребления, о которой говорил Игорь Артамонов. Они предлагают интересный ассортимент и являются каналом продаж для местных малых пивоварен»,— поясняет эксперт.
По словам господина Тарасевича, если такие магазины закроются, местный рынок «останется на растерзание алкогольным дискаунтерам»: «Они будут реализовывать не разливное, а дешевое бутылочное пиво, чтобы стимулировать поток покупателей и в конце концов продать им водку. Так работает их модель. В специализированных же пивных магазинах местных сетей крепкий алкоголь не продается или составляет небольшую долю от объема продаж».
«Мы проводили исследования, которые показали, что в регионах с избыточными ограничениями продаж пива с 2017 по 2023 год продажи крепкого алкоголя росли на 16,2% быстрее, чем в других субъектах РФ. Надеемся, что Липецкая область не повторит чужие ошибки. Для этого достаточно убрать из проекта закона запрет на продажу в розлив и оставить все остальные ограничения»,— резюмирует Дмитрий Тарасевич.