Региональному минздраву прописали лечение
Специалисты НИИ провели аудит системы здравоохранения Ульяновской области
Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения по инициативе минздрава Ульяновской области провел аудит системы здравоохранения региона. Анализ показал, что в системе здравоохранения региона далеко не все благополучно, по ряду ключевых показателей деятельности здравоохранение региона находится на одном из последних мест в ПФО. Основные проблемы — хронический недостаток врачей и среднего медперсонала с тенденцией на дальнейшее ухудшение, проблемы с льготным лекарственным обеспечением и исполнением программы государственных гарантий. В правительстве области на основе проведенного аудиторами анализа готовят стратегию развития системы здравоохранения, но не обещают значительного увеличения финансирования. Эксперты, напротив, уверены, что все проблемы в первую очередь связаны с недостаточным финансированием.
Специалисты Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (ФГБУ ЦНИИОИЗ, входит в структуру Минздрава РФ) завершили аудит системы здравоохранения Ульяновской области. Работа была организована по инициативе регионального минздрава и велась в течение полугода. Цель — выявление основных проблем здравоохранения региона и поиск путей их решения. Экспертный анализ проводился за пятилетний период с 2019-го по 2023 год, ряд параметров анализировался и на основе данных 2024 года.
О завершении аудита региональный минздрав сообщил еще 1 ноября, однако конкретные выводы не раскрывались.
«Ъ» удалось получить копии презентации отчета экспертов ЦНИИОИЗ об итогах аудита.
Как отмечается в отчете, рост расходов на территориальную программу госгарантий (ТПГГ) составил только 37,33%, в то время как инфляция за этот период была на уровне 49,24%, то есть фактически шло снижение расходов на ТПГГ. В то же время рост платных медуслуг был выше инфляции и шел опережающими темпами. Это «может свидетельствовать о возможном снижении доступности медицинской помощи», отмечается в отчете.
Аудиторы обратили внимание на проблему льготного лекарственного обеспечения. Как показали опросы, доля семей, сообщивших о трудностях в приобретении назначенных врачом лекарств для неотложного лечения составила 11,4% — в 3,5 раза выше среднероссийского показателя. В отчете отмечается, что «недовыполнение финансирования ТПГГ Ульяновской области происходило в большей степени за счет неисполнения в полном объеме финансовых обязательств бюджетной части программы», анализ «свидетельствуют о регулярном недовыполнении финансирования по всем видам медицинских и иных услуг».
В отчете также указывалось на «существенное неисполнение нормативов» по объемам скорой помощи, а также по обращениям в связи с заболеваниями, по лечению в условиях дневного стационара.
Отмечается большой уровень исходящих межтерриториальных расчетов (МТР — расчеты за больных, направляемых на лечение в другие регионы), в то время как этих пациентов при достаточном наличии квалифицированных врачей могли бы лечить в регионе. Так, по профилю «онкология» доля МТР составила 18,3%, «что коррелирует с дефицитом врачей этого профиля (33% от потребности)».
Количество аварийных зданий медучреждений сократилось, но остается большим, общая их площадь — 40,5 тыс. кв. метров (в основном райбольницы). Коечный фонд работает неэффективно и неравномерно. В ряде отделений имеется нехватка коечного фонда, в то же время пустующих коек за год было насчитано 807 (9,5% от годового числа коек).
Эксперты отметили высокую доступность первичной медико-санитарной помощи на селе, но обратили внимание на низкую эффективность выявления хронических заболеваний при проведении профилактических медицинских обследований и диспансеризации: частота выявления болезней органов дыхания, кровообращения и пищеварения ниже среднероссийского показателя в два раза. Как отмечают аудиторы, «количество врачебных штатных должностей отделений медпрофилактики в регионе снизилось в 1,8 раза, не во всех медучреждениях реализована доступность профосмотров и диспансеризации для работающего населения (в вечернее время после 18:00 и выходные дни), не продумана маршрутизация пациентов при прохождении диспансеризации, отсутствует служба сопровождения пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, их не предупреждают об истечении предельных сроков и необходимости проходить диспансеризацию.
Ряд серьезных замечаний связан с работой скорой медицинской помощи (СМП). Доля выездов СМП за время до 20 минут снизилась к 2023 году с 88,1% до 83,8%, в шести районах региона случаев своевременного прибытия бригад СМП менее 70%. Укомплектованность бригад СМП врачами «крайне низкая», «что свидетельствует о дефиците кадров, практически оказание скорой помощи в Ульяновской области осуществляется фельдшерами».
Аудиторы констатируют, что по средней зарплате врачей Ульяновская область находится на последнем, 14-м месте в ПФО, по зарплате среднего и младшего медперсонала — на 12-м месте; среди субъектов РФ регион по уровню зарплаты врачей занимает 76 место, по среднему медперсоналу — 71 место, и по младшему медперсоналу — 73 место. При этом наибольшая средняя зарплата медработников в различных бюро и центрах, а наименьшая — в поликлиниках и участковых больницах.
В регионе врачей — 31,7 на 10 тыс. населения в то время как по России этот показатель — 37,5; в Самарской области — 40,0; в Мордовии — 46,8. По обеспеченности врачами на 10 тыс. населения Ульяновская область занимает в ПФО 13 место из 14 регионов, хотя по обеспеченности средним медперсоналом регион на третьем месте в ПФО. С 2019 года общее число медработников сократилось на 10,2%, при этом 10,6% всех врачей работают в частных медорганизациях.
Аудиторы отмечают, что укомплектованность штатов врачами «достигается высоким коэффициентом совместительства». В Ульяновской области он в среднем равен 1,7 (в ряде случаев — 2,0 и выше), в то время как по ПФО этот показатель — 1,18. В итоге в регионе высокий риск профессионального выгорания врачей, снижения качества медпомощи. При этом количество врачей в регионе сокращается более высокими темпами, чем в целом по стране. Для достижения целевых показателей федеральной госпрограммы региону необходимо дополнительно 1629 врачей.
Аудиторы также обратили внимание на недостаточность мер региональной власти по закреплению врачебных кадров в регионе. По опросам, 48% врачей считают важным предоставление им служебного жилья или земельного участка по ИЖС (68%), но удалось воспользоваться этим только 3-4% врачей. Недостаточное использование подобных мер в условиях, когда многие врачи нуждаются в улучшении жилищных условий, ведет к оттоку кадров в другие регионы, делают вывод аудиторы. По итогам опросов 20% врачей на вопрос о желании сменить регион отвечают «скорее да».
Вице-премьер облправительства Анна Тверскова (курирует минздрав) пояснила «Ъ», что контракт с ЦНИИОИЗ — до конца года, и сейчас идет второй этап — совместная работа по подготовке стратегии развития системы здравоохранения региона до 2036 года на основе выводов аудита. Планируется, что документ будет подготовлен 20 декабря. По словам госпожи Тверсковой, сейчас прорабатывается процесс переформатирования системы работы регионального минздрава с дорожными картами по каждому учреждению. «Совместно с коллегами федерального министерства с помощью национальных проектов будем исправлять ситуацию. Хотя, честно говоря, у нас достаточно ресурсов и кадров, нельзя сказать, что мы намного хуже, чем другие регионы. А вот к организационной работе, чтобы перераспределить ресурсы и кадры, надо подойти очень серьезно»,— сказала вице-премьер, отметив, что, тем не менее, кадровый вопрос будет поставлен во главу угла. Однако на вопрос, будет ли соцблок кабмина на основе выводов аудита добиваться повышения финансирования сферы здравоохранения в бюджете 2025 года, проект которого обсуждается сейчас в заксобрании, Анна Тверскова не ответила.
Зампред комитета Госдумы по охране здоровья, врач по профессии Алексей Куринный отметил, что, согласно выводам аудита, основные проблемы регионального здравоохранения — «это финансы и кадры, а кадры тоже зависят от финансов». По его словам, надо срочно увеличивать финансирование на лекарственное обеспечение, «которое сейчас профинансировано только наполовину», срочно вводить доплаты для врачей, особенно по дефицитным специальностям. «Минздрав не только должен настаивать на увеличении финансирования, он обязан это делать. В той же Владимирской области, аналогичной Ульяновской области по большинству социально-экономических параметров, финансирование здравоохранения в полтора раза больше, чем у нас», — сказал депутат, заметив, что без решения этого вопроса исправить ситуацию не удастся.