Россиян пустили на воду
Международная федерация водных видов спорта смягчила критерии допуска к соревнованиям
Второй крупной международной спортивной структурой после Объединенного мира борьбы (UWW), которая радикально смягчила критерии допуска отечественных спортсменов к своим соревнованиям, стала Международная федерация водных видов спорта (World Aquatics). Она скорректировала целый ряд пунктов своего регламента по получению нейтрального статуса и отменила запрет на участие для тех, кому удалось его добиться, в командных соревнованиях, сохранившийся только в водном поло. Это означает, например, что в топовых состязаниях смогут принимать участие непобедимые в этом веке российские синхронистки, больше двух лет не имевшие такой возможности.
Международная федерация водных видов спорта опубликовала скорректированный своим подразделением Aquatics Integrity Unit, отвечающим за обеспечение «чистоты» соревнований, регламент по допуску к соревнованиям в нейтральном статусе российских и белорусских спортсменов. Он выглядит серьезным прорывом для отечественного спорта в деле «реинтеграции» в спорт мировой и возвращения на топовые соревнования.
Прежний регламент был принят структурой, которая курирует плавание, синхронное плавание, прыжки в воду и водное поло и имеет колоссальный «удельный вес» в олимпийской программе (на Олимпиаде, состоявшейся летом в Париже, в этих четырех видах было разыграно 49 комплектов наград, почти 15% от общего количества), в сентябре прошлого года. До этого в течение полутора лет после начала специальной военной операции на Украине World Aquatics, как и большинство федераций, отказывала представителям России и Белоруссии в праве выступать в своих соревнованиях, изменив позицию лишь после появления соответствующих рекомендаций Международного олимпийского комитета (МОК), призвавшего обеспечить допуск на них спортсменам из двух стран. Впрочем, у World Aquatics он был, по сути, лишь формальным. Она придумала такое количество разного рода ограничений и сверхжестких критериев для приобретения нейтрального статуса, что упорное нежелание российских функционеров и атлетов сражаться за его предоставление выглядело объяснимым. В итоге в парижской Олимпиаде единственным спортсменом из России, выступившим в водных видах, оказался живущий в США пловец Евгений Сомов, который на награды не претендовал.
В новом регламенте остались многие прошлогодние критерии. Скажем, это запрет на «контрактную связь» с «вооруженными силами» и «органами национальной безопасности», а также на «вербальное и невербальное выражение поддержки» «любого типа политического конфликта и войны».
Но при этом из него исчезло немало пунктов, в том числе связанных со сложнейшей процедурой отбора на соревнования и прохождения допинг-контроля, придуманной для спортсменов из России и Белоруссии. Главное же, что исчезло положение, ограничивающее российское и белорусское участие индивидуальными состязаниями. World Aquatics сохранила его только для водного поло, объяснив, что эта игра предполагает «физический контакт» между игроками. Но вот в остальных «коллективных» дисциплинах россияне теперь выступать могут. К ним относятся плавательные эстафеты, синхронные прыжки в воду, а также обе олимпийские дисциплины — соревнования дуэтов и групп — в наиболее успешном в этом веке для России виде — синхронном плавании. Начиная с 2000 года и вплоть до пропущенной Олимпиады в Париже ее синхронистки никому не отдавали олимпийское золото, как правило, побеждая с громадным преимуществом.
Реакция российских чиновников на публикацию регламента была вполне предсказуемой. Отвечающие за плавание и синхронное плавание вице-президенты Федерации водных видов спорта России Владимир Сальников и Ольга Брусникина сказали ТАСС, что считают ее «хорошей новостью» и будут «анализировать» документ, чтобы понять перспективы своих видов, в любом случае кажущиеся уже гораздо более благоприятными, чем раньше. А Insidethegames предположил, что обнародование корректировок по допуску спортсменов из России и Белоруссии увеличит количество обращений по поводу нейтрального статуса из этих государств, которые на самом деле поступают в World Aquatics с октября. В настоящий момент его обладателями, имеющими допуск к соревнованиям любого уровня, помимо Евгения Сомова, являются всего пять российских пловцов — Юлия Ефимова, Анна Егорова, Ника Годун, Иван Кожакин и Андрей Минаков. Еще у нескольких спортсменов допуск ограниченный. И в этом списке нет ни синхронисток, ни безусловных звезд плавания — брассистки Евгении Чикуновой и специализирующегося в плавании кролем и на спине Климента Колесникова.
Министр спорта РФ Михаил Дегтярев, который в декабре возглавит и Олимпийский комитет России (ОКР), в разговоре с ТАСС связал появление свежего регламента World Aquatics с инициированными осенью реформами в сфере управления спортивной отраслью, выразившимися, в частности, в «укрупнении» федераций. Этот процесс и привел к формированию после слияния четырех отдельных структур Федерации водных видов спорта России: должность ее президента досталась совладельцу «Уралхима» Дмитрию Мазепину.
Господин Дегтярев пояснил, что «обновленное руководство федерации имеет поддержку государства в лице Минспорта, мандат на проведение международных переговоров от лица своего спортивного сообщества и необходимые для этого связи в World Aquatics», поэтому «результат не заставил себя ждать».
Впрочем, до этого похожая приятная история уже случилась с одним заметным в России видом спорта, не пережившим «переформатирований» и «слияний». Первой крупной международной федерацией, существенно смягчившей критерии допуска россиян, стал в сентябре Объединенный мир борьбы, устранивший целый ряд «сдерживающих» пунктов своего регламента. Из-за их наличия российская сборная, никогда не терявшая ведущих позиций, бойкотировала Олимпиаду в Париже, поскольку не смогла выставить на нее никого из лидеров.
Эффект от решения UWW был немедленным. В конце октября в Тиране прошел чемпионат мира по борьбе в неолимпийских категориях. Сборная России выступила на нем практически в сильнейшем составе. А золотую медаль ей принес выдающийся вольник Абдулрашид Садулаев. Двукратный олимпийский чемпион не был допущен к отбору на Олимпиаду в Париже из-за несоответствия действовавшим ранее критериям.