Убытки переложили на топ-менеджеров

Основатели компаний стали строже относиться к ошибкам своих управленцев

Бизнес все чаще стал обращаться в суд за взысканием убытков с топ-менеджеров. О тренде на такие корпоративные споры пишет Forbes. Юристы, опрошенные “Ъ FM”, подтвердили тенденцию, уточнив, что в основном речь идет о заведомо нерентабельных сделках или исках в делах о банкротстве.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Основатели компаний стали строже относиться к ошибкам своих топ-менеджеров, говорит адвокат, партнер Юридической группы «Яковлев и Партнеры» Татьяна Кормилицына. Она объясняет это сложной экономической ситуацией: «Общая тенденция — бизнес собирает деньги там, где можно это сделать. Сейчас не такие жирные времена. Если раньше по каким-то делам собственники прощали топ-менеджеров, то сейчас хотят получить компенсацию для своего бизнеса просто для того, чтобы закрыть бюджеты или свои риски и убытки.

Например, иски, которые возникают из проверок ФНС. Налоговая пришла, выявила, что компания взаимодействуют с фирмами-однодневками, отказала в возмещении НДС. Раньше собственники платили недоимку по налогам, и как-то все на этом успокаивались. Сейчас эту недоимку пытаются переложить на топ-менеджера, доказывая, что не просто налоговая доначислила, но еще и управленец совершил действия, которые, допустим, были направлены на заключение договоров с этими фирмами».

Кроме того, юристы объясняют, что в последнее время участились споры между собственниками иностранных компаний и менеджментом. Из-за санкций владельцы бизнеса не всегда могут участвовать во всех процессах, и тогда руководство должно самостоятельно принимать решения, которые редко находят положительный отклик у основателей. Либо при продаже бизнеса новые собственники стремятся закрыть все дыры в бюджете и восполнить убытки за счет директоров.

Советник коллегии адвокатов «Монастырский, Зюба, Степанов и Партнеры» Дмитрий Крахмалев ожидает, что таких случаев станет больше: «Я бы не сказал, что есть какой-то взрывной рост исков к менеджерам. Возможно, сейчас есть тенденции, которые приведут к росту споров. Взыскание убытков с менеджеров — это все-таки не типичная конфликтная ситуация в бизнесе, и для этого должны быть определенные предпосылки: смена руководства или собственников либо банкротство компании.

В нашей практике примеры дел относительно тех сделок, которые менеджмент совершает в период, когда собственниками на сторонах компании принимается решение об уходе. По таким категориям дел, я думаю, что в ближайшее время может быть чуть больше споров.

Как правило, если речь идет, например, о банкротстве компании, то размер требований будет сопоставим с требованиями кредиторов. Это масштабы в миллиарды, десятки миллиардов рублей, в зависимости от масштаба бизнеса».

Другой частый случай — это обвинение в неосновательном обогащении топ-менеджеров. Например, весной томский производитель микроэлектроники «Микран» подал в суд на бывшего технического директора компании, спустя месяц после того как контроль над предприятием перешел к одной из структур «Газпрома». Правозащитники уточняют: шансы на то, что суд в таких ситуациях займет сторону менеджмента, чаще всего составляют около 50%.

Особенно, если директор предоставит доказательства своей невиновности, добавляет старший юрист Арбитражной практики Stonebridge Legal Борис Глушенков: «Нельзя сказать, что ситуация для топ-менеджера безнадежная, по крайней мере, для добросовестного. Во-первых, это вопрос корпоративных процедур. Сейчас все чаще компании пытаются устанавливать корпоративные процедуры согласования сделок, в том числе с юридическим отделом, с финансовым департаментом.

Если все внутренние процедуры были проведены, были получены мотивированные мнения от соответствующих подразделений, разумеется, это усилит позицию генерального директора или другого руководителя. Как правило, если суды отказывают, по причинно-следственной связи, то есть даже если какие-то убытки были причинены обществу, один из лучших вопросов: а связано ли это с действиями директора?

Добросовестному генеральному директору следует сохранять максимум документов, просто чтобы иметь возможность в суде все это подтвердить. Но в целом нельзя сказать, что генеральный директор сейчас — это человек, который находится в постоянной опасности».

Согласно последней статистике из публичного отчета Минюста, в 2023-м в арбитражные учреждения было передано почти на 20% больше дел, чем годом ранее. Авторы документа полагают, что этот рост объясняется заинтересованностью предпринимателей в том, чтобы решить спор альтернативными методами, то есть с помощью арбитража.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Анна Кулецкая

Вся лента