Активы банкротов объявят в розыск

АСВ предлагает компаниям найти и взыскать долги самим

Агентство по страхованию вкладов ищет партнеров для поиска активов банкротов. Все издержки компаниям придется брать на себя. По данным АСВ, в розыске находятся активы стоимостью 1,5 трлн руб. Они принадлежат руководителям или владельцам банков, которые обанкротились. Желающим предлагают попробовать найти и взыскать эти средства. Расходы, связанные с судами, компании-партнеры должны будут нести самостоятельно. А вознаграждением станет процент от суммы, которую получится вернуть в конкурсную массу.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Многих ли заинтересует такое предложение? Управляющий партнер юридической фирмы BMS Алексей Матюхов считает, что речь пойдет о довольно специфических компаниях: «АСВ, несмотря на свои масштабы, не имеет достаточных ресурсов, чтобы полноценно работать в удаленных юрисдикциях. Здесь требуется и поиск идентификации актива, и большая длительная работа по обращению на него взыскания. В 99% случаев эти активы довольно хорошо защищены — и через цепочку сделок, и через де-юре независимых собственников, и через дополнительное обременение. Объем работы, которую необходимо проделать, очень большой. Требование к компетенциям специалистов, которые могут это сделать, очень специфические.

Можно ли считать гонорар успеха достаточной мотивацией, чтобы привлечь к работе действительно высококвалифицированных специалистов? Массового отклика это иметь точно не будет. Активы, которые были относительно доступны, они уже реализованы АСВ и их подрядчиками на других условиях. Сейчас, по сути, остались те, которые либо сложно идентифицировать, либо добраться до них, либо обратить взыскание. Здесь, скорее всего, расчет на то, что заинтересуется именно местный игрок, возможно, имеющий какую-то информацию об этих активах. Это не среднерыночная юридическая или консалтинговая компания, а скорее всего игроки, которые ранее были оппонентами по каким-то другим кейсам бенефициаров искомых активов».

АСВ и раньше привлекала подрядчиков для поиска активов, говорит партнер юридической фирмы Orlova/Ermolenko Александр Ермоленко. Но новая процедура фактически перекладывает функции госструктуры на частный бизнес, отмечает собеседник “Ъ FM”: «АСВ в принципе активно использует консультантов, есть компании, которые постоянно с ними работают. Разыгрываются конкурсы, то есть все как полагается. Здесь, я так понимаю, новизна в том, что издержки будут распределяться иным образом. Это не то, как сейчас устроено, когда закупают услугу, и все, издержки АСВ. То есть таким образом АСВ предлагает разделить риски аутсорсерам. Не мы вас наняли и вам оплатили услугу, а вместе с вами заходим в этот проект, из которого или что-то получится, или нет, но если получится, то у вас будет хороший процент.

Сейчас в мире есть тренд на "приватизацию" государственных функций. Например, государство должно строить дороги. Давайте так: вы, частники, построите, а мы вам разрешим рядом построить бензоколонку. То есть получается государственно-частное партнерство в разных его проявлениях. Но нюанс заключается в том, что когда ты делегируешь вот эти государственные функции частнику, то ты этого частника как бы делаешь немножечко государством.

Вмонтирование этих коммерческих элементов в каком смысле разъедает государство с точки зрения установок. То есть давайте вы будете рисковать своими деньгами, чтобы выполнить государственную функцию. Конечно же, частник в ответ говорит, мол, хорошо, я вместе с вами рискую, но я тогда должен получить и какие-то полномочия, я же от государства, я же не сам по себе пришел. И вот этот момент принцип равенства в каком-то смысле, наверное, нарушает. Но это все равно уже давно происходит».

Как сообщает АСВ, сейчас одобрены заявки 17 компаний, они будут искать активы примерно сорока разорившихся банков.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Илья Сизов

Вся лента