Инвестиции загружают в премиальные авто
Почему вырос спрос на дорогие машины
Продажи премиальных автомобилей в октябре стали рекордными с марта. По данным Росстата, в прошлом месяце россияне купили больше 15, 5 тыс. новых машин в данном сегменте. Это примерно 9% от всех сделок на первичном рынке. Такая динамика держится четвертый месяц подряд, отмечают в отрасли.
И это закономерно, считает управляющий директор Frank Auto Ирина Франк: «С 1 октября изменился утильсбор на автомобили, кроме электрокаров и гибридов. По этой причине произошел рост продаж в октябре, был сток автомобилей, ввезенных со старым утильсбором. Выгода при покупке дорогих машин составляла до 1,2 млн руб., поэтому все искали именно такие авто.
И за октябрь, и за ноябрь сток машин со старым утильсбором еще не вымылся. Поэтому и в декабре эти автомобили еще будут всплывать на рынке, и их будут покупать. Кредитная ставка составляет уже 28-30%, то есть вы за три года заплатите почти три цены автомобиля. При этом в массовом сегменте процент покупки в кредит составлял уже 80%. А в премиум-классе это происходит намного. И даже если кто-то и брал в кредит, то из-за скидки, мол, я не хочу вытаскивать деньги из оборота, но хочу, чтобы они работали, это выгоднее.
Сейчас ситуация изменилась, поэтому премиум-класс, если что, вытащит деньги, им есть, откуда их достать. Ну стоил раньше Mercedes-Benz G-Class 32 млн руб., а сейчас — 33 млн руб., в чем тут катастрофа, да? А вот, например, какой-нибудь Nissan за 4 млн руб. — там это весомая разница.
Настолько уже все привыкли к этим повышениям, что никто даже не нервничает — ни клиенты, ни дилеры».
22 ноября курс рубля упал до 102,5 руб. вопреки официальным прогнозам — это рекордно низкий показатель с марта 2022 года. При этом вслед за повышением ключевой ставки аналитики ожидают, что к концу года банки будут выдавать кредиты под 25% годовых. На этом фоне дилеры будут сокращать темпы поставок и мотивируют потребителей поспешить, говорит президент группы компаний Favorit Motors Владимир Попов: «Когда мы говорим, что у нас повысился утильсбор, потребитель понимает это как рост цены. В данном случае — 250-300 тыс. руб. Мы начинали октябрь с курсом порядка 90 руб., но для всех был очевиден тренд, что курс будет 100-102 руб. за доллар, это 10%. И юань пока в ценах у нас 13 руб., но он уже 14 руб. на бирже. Премиальные машины — это те, которые стоят от 5,5-6 млн руб. 10% на 6 млн — 600 тыс. руб. Соответственно, наш потребитель сделает очень простой вывод: для него на сегодняшний день, что 20% годовых, что 25% — примерно все равно, что ни о чем. По той простой причине, что он покупает товар и прекрасно понимает его себестоимость либо в юане, либо в евро, либо в долларе. В реальности это 120% годовых, а не 20-22%, как предлагается на депозитах».
По данным Росстата, в тройке самых популярных премиум брендов стабильно держатся китайские Exeed, Tank, Lixiang. На поставки из КНР приходится свыше 70% российского рынка. В топ-пять вошли немецкие марки BMW и Mercedes-Benz, их привозят по параллельному импорту. Автопром Германии будет и дальше терять позиции, полагает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков: «То, что китайцы официально предлагают и называют премиальными авто, это дорогие машины. Но кто-то в это поверил, а кто-то с этим еще пытается как-то ужиться. Потому что такие бренды как Mercedes-Benz, BMW или Audi у людей вопросов не вызывают. Кроме того, не китайские компании, а уже наши частные продавцы завозят еще и неофициальный премиум, там тоже выбор довольно широкий. Один из самых известных — Zeekr — все эти электромобили без вопросов воспринимаются премиальными.
Можно ли еще что-то достать по параллельному импорту?
Везти Mercedes-Benz или BMW сложно, платить за них тоже, поэтому цены оказываются, возможно, даже выше, чем если бы сейчас эти же машины продавали у нас официально.
И большая часть всех этих альтернативных поставок постепенно переходит на систему предзаказа. Сегодня вы платите за автомобиль, за его выкуп, допустим, в Европе, потом оплачивает доставку, затем вносите средства при таможенной очистке, при уплате утилизационного сбора, и, соответственно, платите потом за доставку по стране, если это тоже необходимо. Машины, которые есть в наличии на реализации, стоят очень дорого».
В октябре, как сообщает «Автостат», объем рынка новых автомобилей впервые превысил 500 млрд руб. Это на 60% больше, чем годом ранее, и на 14% больше, чем в сентябре. Четверть всех денег пришлась на премиальный сегмент.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".