«Наша стратегия — забота о здоровье людей и локализация препаратов»
Своими стратегическими направлениями в ГК «Нижфарм» называют локализацию производства оригинальных лекарственных препаратов, повышение технологического уровня компании на всех уровнях и этапах, проведение клинических и наблюдательных исследований, а также развитие команды. Генеральный директор ГК «Нижфарм» Оксана Позднякова уверена, что реализация этих планов позволит компании не только выпускать качественную продукцию, но и сделает ее более доступной для российских пациентов. Об этом она рассказала «Деньгам» в своем интервью.
— Какие тренды на фармацевтическом рынке сегодня являются ключевыми? Какие из них оказали наибольшее влияние на развитие ГК «Нижфарм»?
— Сегодня на фармацевтическом рынке России можно выделить несколько ключевых трендов, которые активно влияют на развитие компаний, в том числе и ГК «Нижфарм». Во-первых, динамичное развитие электронной коммерции в фармацевтике. Онлайн-аптеки и маркетплейсы становятся важным каналом продаж, особенно для безрецептурных препаратов. Удобство покупки медикаментов через интернет позволяет расширить доступность препаратов для пациентов по всей стране. В этом сегменте рынок продолжает расти: по данным за девять месяцев 2024 года, рост составил 36%, а доля этого рынка увеличилась до 16%. Также стоит отметить пилотный проект по продаже рецептурных препаратов через онлайн-аптеки, который имеет большой потенциал.
Еще одним важным трендом является локализация производства. Для ГК «Нижфарм» это приоритетное направление, особенно в сфере выпуска оригинальных социально значимых препаратов. В 2024 году нам удалось локализовать на наших производственных площадках шесть продуктов. Локализация производства позволяет не только улучшить доступность препаратов, но и уменьшить зависимость от внешних поставок.
— Какие факторы вы в целом назвали бы драйверами развития вашей компании? Как на бизнесе компании отразился ее выход из группы Stada?
— Основным фактором развития я бы назвала наш стратегический фокус на российский рынок, который стал возможен после выхода из группы STADA в октябре 2023 года. Это позволило нам сосредоточиться на локальных потребностях пациентов и партнеров, что очень важно в текущих условиях.
Группа компаний «Нижфарм» сегодня — это один из ведущих российских производителей высококачественных фармацевтических препаратов со 105-летней историей. Важно понимать, что ключевые направления нашего бизнеса сегодня — это отнюдь не только генерики.
Наш продуктовый портфель — это уникальная комбинация, которая сочетает локализованные оригинальные и социально значимые препараты, это около 60% нашего портфеля, и продукты, которые мы импортируем в Россию. Такое разнообразие обеспечивает устойчивость бизнеса и отвечает запросам более чем 17 терапевтических групп, включая ключевые направления: кардиология, неврология, эндокринология, репродуктивное здоровье.
Здесь хочу особо отметить наши производственные мощности: две современные площадки в Нижнем Новгороде и Обнинске, а также профессиональную команду из более чем 2200 человек. Это позволяет нам выпускать продукцию со стабильно высоким уровнем качества.
— Какие бизнес-цели вы ставите на 2025 год? Какова стратегия развития компании в перспективе до трех лет?
— Сегодня «Нижфарм» — компания номер один на российском розничном рынке (SO, YTD), а наши чистые продажи за девять месяцев 2024 года выше на 17,7% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года.
Рост — это часть нашей ДНК, поэтому на 2025 год и в перспективе трех лет мы ставим перед собой достаточно амбициозные цели. Мы планируем активно развиваться как в сегменте рецептурных препаратов, так и в безрецептурном направлении. Одно из ключевых наших направлений — обновление и расширение продуктового портфеля. В 2024 году мы успешно запустили четыре новинки. В 2025 году нас ждут еще порядка шести новых запусков. Пока не буду раскрывать все секреты, но могу сказать, что мы активно работаем и над долгосрочными разработками, которые выйдут на рынок через пять-шесть лет.
— Как вы оцениваете технологический уровень ГК «Нижфарм»? Какие факторы помогают компании расти технологически и повышать уровень экспертности?
— Как я уже говорила, приоритетное внимание при развитии технологий мы уделяем локализации. Наша Обнинская производственная площадка является одним из лидеров в производстве твердых лекарственных форм.
Там сейчас налажен полный цикл производства антигипертензивных препаратов. В 2023 году наши препараты помогли более чем 3 млн пациентов и заняли лидирующие позиции на рынке. Также в Обнинске мы локализовали производство препаратов для лечения сахарного диабета второго типа и препараты из линейки обезболивающих средств.
В Нижнем Новгороде наша производственная площадка специализируется на выпуске мягких и жидких форм лекарственных средств.
Там мы успешно запустили производство популярных продуктов из линейки спреев на основе морской воды, а также препарат для местного применения в проктологии. Эти препараты тоже лидируют в своих категориях, что подтверждает высокий уровень их качества и востребованность среди пациентов.
Помимо локализации, мы делаем ставку на инновации. У нас есть два научно-исследовательских центра — в технопарке «Отрадное» и в Нижнем Новгороде. Они занимаются разработкой новых продуктов, ориентируясь на потребности пациентов.
Мы также активно проводим как клинические исследования — для регистрации новых препаратов, так и наблюдательные исследования лекарственных препаратов. Это помогает обеспечивать высокое качество продукции и подтверждает ее эффективность.
Не забываем и про человеческий фактор. Профессиональная высоко замотивированная команда и ее постоянное развитие — это гарантия того, что все наши амбициозные стратегические планы будут воплощены в жизнь.
— Каковы перспективы дальнейшего технологического развития компании? Что может стать сдерживающими моментами повышения технологического уровня компании?
— Модернизация производственных мощностей на площадках в Нижнем Новгороде и Обнинске остается в центре нашего внимания.
Например, недавно в Нижнем Новгороде мы запустили новую линию разлива и упаковки жидких лекарственных форм. Автоматизация этой линии дала нам возможность увеличить ее производительность в десять раз.
Кроме того, в Обнинске мы установили современную сушилку-гранулятор, которая вдвое увеличила объемы выпуска ряда социально значимых препаратов, включая лекарства от артериальной гипертензии и сахарного диабета второго типа.
В ближайшем будущем планируем продолжать усиление технологического потенциала наших производственных мощностей. Это позволит нам своевременно отвечать на растущие вызовы времени и конкуренции.
— Какие проекты, выполненные компанией в этом году, вы бы назвали важнейшими для позиционирования компании на рынке?
— Среди ключевых проектов, которые мы реализовали в 2024 году, я бы выделила несколько направлений, важных для нашего позиционирования на рынке.
Во-первых, это стратегические партнерства с профессиональными научно-медицинскими сообществами.
Заключенные нами меморандумы о сотрудничестве позволяют расширить пул проводимых образовательных мероприятий как для врачей, так и для пациентов, проводить совместно исследовательские программы, популяризировать среди населения вопросы, связанные с профилактикой и выявлением хронических неинфекционных заболеваний.
В числе наших партнеров сегодня — РОПНИЗ (Российское общество профилактики неинфекционных заболеваний), Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии имени академика Е. И. Чазова, Российский геронтологический научно-клинический центр. Мы очень гордимся этими партнерствами и программами, которые благодаря им осуществляются.
Теперь немного о наших социальных инициативах. Уже второй год мы помогаем привлечь внимание людей к необходимости следить за здоровьем своей сердечно-сосудистой системы. Делаем мы это в рамках социального проекта «Слушай сердце». В этом году более 350 тыс. человек прошли тест на наличие ишемической болезни сердца. Как результат, более 100 тыс. из них получили рекомендации пройти немедленное обследование у врача.
2024 год также ознаменовался для нас выводом на рынок очень важных для российских пациентов новинок.
Например, наш рецептурный портфель пополнился уникальной жидкой формой левотироксина для пациентов с заболеванием щитовидной железы, а портфель безрецептурных препаратов — каплями для заживления и интенсивного увлажнения роговицы глаза, а также несколькими другими.
Планы на будущее масштабные: в следующем году мы планируем еще шесть запусков новых продуктов, а также локализацию на нашей Обнинской производственной площадке ряда препаратов. В том числе продукта с инновационной комбинацией алоглиптина и пиоглитазона. Этот препарат уже доказал свою эффективность в терапии сахарного диабета второго типа и даже был одобрен комиссией для включения в список жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов.
— Насколько важным фактором для российской фармкомпании является возможность вести постоянные клинические и наблюдательные исследования? Что это вам дает с точки зрения позиционирования на рынке?
— Для нашей компании как для одного из лидеров отрасли проведение клинических и наблюдательных исследований не просто возможность, а необходимость. Это важнейший инструмент, который позволяет развивать новые продукты, подтверждать их эффективность и безопасность у российских пациентов, а также укреплять доверие со стороны врачей и пациентов.
В этом году мы завершили несколько крупных исследований. Например, одно из них — это исследование фиксированной комбинации алоглиптина и пиоглитазона для лечения сахарного диабета второго типа (проект PROsperity) — охватило почти 2000 пациентов в 62 клинических центрах по всей России.
Результаты впечатляют: более 80% пациентов достигли целевого уровня гликированного гемоглобина. Эти данные уже представили на Национальном конгрессе эндокринологов, что говорит о высокой значимости препарата для российского рынка.
Важно отметить, что в России собрать выборку из нескольких тысяч пациентов для исследования относительно просто, учитывая специфику системы здравоохранения и актуальность наших терапевтических направлений. Однако мы не только проводим исследования, но и делимся данными с партнерами и представителями системы здравоохранения, что в конечном итоге позволяет обеспечивать пациентов эффективной терапией.
— Какими конкурентными преимуществами, по вашей оценке, должна обладать фармкомпания, чтобы занимать лидирующее положение на российском рынке? В чем конкурентные преимущества ГК «Нижфарм»?
— Наши сильные стороны прежде всего отражаются в корпоративных ценностях группы компаний «Нижфарм»: адаптивность, предпринимательство, порядочность и единство сильных. Мы умеем быстро адаптироваться к изменениям на рынке, находить нестандартные решения в самых сложных ситуациях и, что особенно важно, всегда остаемся честными и надежными по отношению к партнерам, пациентам и коллегам.
Еще одно наше преимущество — команда. Без сильных, амбициозных и креативных людей достичь лидерства просто невозможно. Мы очень ценим своих сотрудников и считаем человеческий ресурс главным капиталом компании.
Кроме того, у нас высокий кредит доверия со стороны медицинского сообщества. Это заслуга как нашего портфеля, так и подхода команды «Нижфарм» к работе. Мы не только выпускаем качественные препараты, но и развиваем новые направления, активно работаем над локализацией производства и совершенствуем свои мощности.
Получение качественного результата — абсолютный приоритет и самый главный показатель успеха для всей команды.