Возгоранию подбирают причины

Что могло случиться с российским самолетом при посадке в турецком аэропорту

Ущерб от потери горевшего в Анталье Sukhoi Superjet 100 превысит 2 млрд руб. Об этом «РИА Новости» сообщил источник на страховом рынке. По его словам, речь может идти о полной гибели лайнера. Летевший из Сочи самолет загорелся после жесткой посадки в Турции, пассажиров успели эвакуировать. В Объединенной авиастроительной корпорации заявили, что отказа систем на борту не было. Подробности — у Даниила Бабкина.

Фото: @AirportIST

Sukhoi Superjet 100 заходил на посадку в турецкой Анталье вечером 24 ноября. На борту находились 95 человек. При приземлении самолет сильно ударился о полосу и загорелся. Экипаж принял решение развернуть надувные трапы, и на опубликованных позднее видео заметно, как пассажиры эвакуируются на фоне охватившего лайнер пламени. Перевозчик «Азимут» объяснил ЧП «сдвигом ветра». Такую версию, по данным “Ъ”, рассматривает и следствие.

Наряду еще с одной — ошибкой пилотирования. И ее нельзя исключать, ведь экипаж обязан был контролировать ситуацию, отметил заслуженный пилот России Юрий Сытник: «Когда самолет заходит на посадку в Анталье с моря, то там всегда есть береговой бриз. Раз это было ночью, вероятно, с моря как раз тянуло. Когда ветер встречный, то сбалансированный самолет идет в автоматическом режиме на установленной скорости, все хорошо. Но если на высоте, допустим, 30 м происходит смена направления ветра, и этой скорости уже недостаточно, лайнер начинает резко проседать вниз. Но для этого есть экипаж. Газ в пол, штурвал на себя или боковую ручку БРУ. Инструктор, который сидел в кабине, мог поздно вмешаться. Посмотрим, какая будет перегрузка. Если за 3,5 единицы, то на самолет валить нечего».

Производитель SSJ подтвердил, что причина пожара, вероятно, в сильном ударе самолета о полосу при плохой погоде. Отказов систем не зафиксировали. Но инцидент тревожный и указывает на конструктивную особенность Sukhoi Superjet 100, отметил летчик-инструктор Андрей Красноперов. Он вспоминает трагедию в Шереметьево пятилетней давности, когда лайнер прыгал по полосе, в пожаре тогда погибли более 40 человек: «Схожая посадка с "Шереметьево", поскольку произошел сдвиг ветра, и самолет должен садиться с углом сноса даже при боковом ветре, допустим, на две основные стойки.

Но удар пришелся на одну левую стойку, то есть вся нагрузка легла именно на левую часть самолета. Бак треснул или трубопровод, который идет к топливному баку. Этого хватило для появления трещины, и под давлением топливо просто вылилось. Пассажиры видели, что оно текло и потом просто воспламенилось. Это могло быть связано с тем, что в самолете каждое свободное место используется по максимуму, любые зазоры не допускаются, и это же не предусматривается конструкцией, что борт будет садиться с такой большой перегрузкой».

Пассажиров SSJ разместили в аэропорту Антальи и предоставили питание. Но багаж выдали только под утро, а тех, кто должен был вернуться в Россию обратным рейсом, направили в гостиницу ждать резервный борт. Известия узнали, что пострадавшие готовят коллективный иск к авиакомпании «Азимут». Они якобы надышались угарным газом и не получили от перевозчика необходимой помощи. Теперь пассажиры вправе требовать компенсацию, говорит член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков: «Ситуация специфическая, поскольку обязательства по договору о перевозке перед пассажирами выполнены. Никто физически не пострадал, но тем не менее основания для претензий пассажиров к авиакомпании имеются.

Первое основание — конечно, это потеря части вещей. По сообщениям СМИ, 10 пассажиров паспорта в самолете оставили, и дипломаты им вроде бы помогают, это хорошо, но тем не менее в отношении всех вещей пассажиры могут предъявить претензию к авиакомпании. Во-вторых, пассажиры могут предъявить претензию за моральный ущерб».

Самолеты «Азимута» застрахованы в «АльфаСтраховании», и компании уже согласовали выплаты пассажирам — 100 тыс. руб. каждому.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Даниил Бабкин, Иван Корякин

Вся лента