Сначала наберись опыта
Как недостаток навыков влияет на безопасность начинающих водителей
В последние годы многое сделано для улучшения качества образования водителей. Объединение площадки и города в 2021 году заставило граждан серьезнее готовиться к экзаменам на право управления транспортными средствами. Также был усилен контроль над работой автошкол. По статистике число погибших в ДТП с начинающими водителями, к сожалению, растет, а значит, необходимы дополнительные меры, чтобы остановить негативный тренд. На что нужно обратить особое внимание начинающим водителям в 2024 году — в обзоре «Ъ».
Реформа подготовки и образования водителей ведется уже более 10 лет: буквально каждые один-два года происходит донастройка системы для сокращения аварийности с начинающими участниками дорожного движения.
Подготовились неплохо
Одним из ключевых событий стало объединение с 1 апреля 2021 года площадки и города в единый практический экзамен. Это было сделано для того, чтобы оценивать навыки вождения в комплексе и мотивировать граждан учиться водить машину в любых условиях, а не получать «корочку». Последствия нововведений не заставили себя ждать: количество граждан, сдающих экзамен с первого раза, сократилось вдвое, что доказало довольно низкий уровень подготовки (упражнения и задания остались плюс-минус такими же) и необходимость готовиться лучше. С 1 сентября 2022 года заработали новые примерные программы обучения водителей, на основе которых автошколы разрабатывают собственные программы. Учебные часы были перераспределены в пользу обучения в городских условиях: при подготовке на категорию B соотношение часов между площадкой и городом поменялось с 24/32 на 18/38. Данное изменение было предложено Госавтоинспекцией МВД России и поддержано Минпросвещения именно для того, чтобы сместить акцент на подготовку в условиях реального вождения.
Относительно недавно — с 1 апреля 2024 года — появилась еще одна мотивация готовиться лучше. Раньше, если водитель трижды подряд не сдал практику, он мог прийти повторно через месяц. Это приводило к тому, что некоторые автолюбители использовали подразделения Госавтоинспекции как тренировочную базу. С 1 апреля срок увеличен до шести-девяти месяцев. Это также дало эффект: за полгода действия новой нормы количество граждан, сдавших экзамен с первой-второй попытки, выросло примерно на 10%. А значит, готовиться стали лучше.
Еще одно нововведение, стартовавшее 1 апреля,— повышение требований к автошколам. Все образовательные организации отныне обязаны иметь заключение Госавтоинспекции о соответствии учебно-материальной базы установленным нормам. Речь идет о классах, автомобилях, площадках и тренажерах. Без этого документа выпускников автошкол не допускают до экзаменов. Усложнение требований поможет убрать с рынка так называемые «серые» автошколы, у которых оборудование есть только на бумаге, а их бизнес сводится к нелегальной продаже свидетельств о профессии водителя. Такое явление, к сожалению, существует, и с ним нужно бороться.
Крепче за баранку держись
Несмотря на большое количество законодательных изменений, остается все еще много нерешенных вопросов. По данным официальной статистики аварийности, за 10 месяцев 2024 года число погибших в ДТП, произошедших из-за нарушения ПДД начинающими водителями (со стажем до двух лет), выросло на 13,6%. Негативный тренд наблюдался и в 2023 году, когда за аналогичный период смертность выросла на 10%.
Эксперты высказывают разные версии. В 2020-2021 годах во время пандемии короновируса все кандидаты в водители проходили теоретический курс дистанционно, а технологии такого обучения отработаны не были. Кроме того, действовал мораторий на контроль и надзор за образовательными организациями, вспоминает президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.
Качество обучения снизилось, что и отразилось на статистике аварийности в 2022-2023 годах: количество аварий, совершенных водителями со стажем до двух лет управления, увеличилось. Выросло, к сожалению, и количество пострадавших и погибших в таких авариях. Президент Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева считает, что прямой связи между дистанционным обучением и ростом аварийности нет. Более того, по ее мнению, обучающиеся через электронные платформы оказались более дисциплинированными. Эксперт предполагает, что рост смертельных ДТП с участием водителей-новичков связан с абсолютным ростом числа таких водителей на дорогах. Официальные данные за 2024 год еще не публиковались, по данным за 2023 год впервые водительские права получило более 1,07 млн человек.
Меры для дальнейшего сокращения аварийности и смертности с водителями-новичками уже разрабатываются. Минпросвещения России подготовило проект обновленных программ обучения водителей, которые должны прийти на смену действующим с 1 сентября 2025 года. Для повышения качества обучения планируется, в частности, еще больше сместить акцент обучения в сторону города: на это будет выделяться 42 часа вместо нынешних 38. Во время теоретической части курса будущие водители будут изучать новые термины и понятия, введенные в ПДД за последние годы. Изменения в нормативные акты, направленные на совершенствование процесса приема экзаменов и подготовки автомобилистов, готовит и Госавтоинспекция МВД России.
В целом, отмечают в российской Госавтоинспекции, начинающим водителям нужно быть крайне внимательными, особенно сейчас, в осенне-зимний сезон. Есть очевидные для опытных водителей вещи, про которые неопытные могут забыть или вообще не знать, например «переобуть» автомобиль в зимние шины и заранее залить в бачок омывателя незамерзающую жидкость. Надо помнить, что тормозной путь на зимней дороге гораздо длиннее, чем на летней, и пользоваться педалью тормоза надо предельно аккуратно. Ни при каких условиях нельзя пользоваться мобильным телефоном за рулем, просматривая сообщения или соцсети: даже доли секунды отвлечения внимания от дороги могут привести к автоаварии, обращает внимание заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Госавтоинспекции МВД России полковник полиции Антон Белан. Начинающие водители более склонны к отвлечению внимания во время вождения, при этом реакция у них не такая быстрая, как у опытных. Гаджеты за рулем — это сегодня общая головная боль и угроза безопасности дорожного движения, и в первую очередь это касается новичков.
Начинающие водители часто не имеют достаточного опыта в различных дорожных ситуациях, что может привести к ошибкам в принятии решений. Широко известно явление, когда автомобилист-новичок спустя один-два года стажа считает, что все умеет и все контролирует, и начинает ездить быстро, уверенно и излишне агрессивно. Давление со стороны друзей или сверстников, желание показать свою крутость могут заставить начинающего водителя вести себя рискованно, что нередко приводит к трагедиям на дорогах.
Для того чтобы такого не случалось, Госавтоинспекция МВД России на регулярной основе разъясняет риски для начинающих водителей — через соцсети, в радио- и телеэфирах, в ходе социальных кампаний и в других форматах. Многолетняя практика показывает, что грамотно выстроенная пропаганда безопасности дорожного движения способна кардинально изменить поведение автомобилистов, в том числе водителей-новичков. Поэтому нет никаких сомнений, что за счет, с одной стороны, изменений в законодательстве, с другой — пропаганды наблюдающийся сегодня негативный тренд сменится на позитивный. А значит, начинающие автомобилисты будут лучше готовиться к экзаменам, сдавать экзамены с первого раза, на дороге вести себя аккуратно и постепенно набираться опыта.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги»