«Национальные приоритеты реально поддерживаются компаниями»
Форум доноров — об итогах конкурса лидеров корпоративной благотворительности
Корпоративная благотворительность в России эволюционирует в ответ на изменение внутренних условий и внешних обстоятельств. Исполнительный директор ассоциации грантодающих организаций «Форум доноров» Александра Болдырева — об истории, сегодняшнем дне и ближайшем будущем проекта «Лидеры корпоративной благотворительности» и самой отрасли.
— Как возник проект «Лидеры корпоративной благотворительности»?
— Сейчас проект состоит из двух частей: конкурс социальных программ и рейтинг компаний на основе исследования их деятельности. А начинался он с конкурса, который впервые прошел в 2006 году. Изначально он носил другое название — «Крупнейший корпоративный донор России». Стратегические партнеры, которые появились еще в первый год, до сих пор с нами — это Министерство экономического развития РФ и Российский союз промышленников и предпринимателей.
Перечень номинаций менялся в зависимости от того, как развивалась корпоративная социальная ответственность бизнеса в стране. К конкурсу подключались новые партнеры, и появление каждой новой номинации либо означало сформированный тренд, либо желание Форума доноров и партнеров усилить определенную сферу, обратить на нее внимание и «вырастить» ее.
Так, в 2015 году у нас появилась отдельная номинация о коллаборациях — «Лучшая программа (проект), реализованная в партнерстве с другим бизнесом». На тот момент таких программ были единицы, и все говорили: невозможно представить, чтобы несколько компаний вместе вкладывались в развитие одной социальной инициативы и реализовывали проекты в партнерстве. А сейчас коллаборации считаются совершенно нормальным явлением.
У нас есть номинация, где партнером выступает ООН в России — «Лучшая программа, способствующая реализации Целей устойчивого развития ООН по обеспечению здоровья, здорового образа жизни и благополучия человека в интересах устойчивого развития». И мы видим, что бизнес заметно активизировался в этом направлении с 2020 года. Раньше эта тема если и появлялась, то в рамках поддержки каких-то благотворительных фондов, с которыми компании взаимодействовали. А сейчас мы получаем интересные кейсы в том числе собственных социальных программ компаний.
В 2024 году, в Год семьи, мы впервые ввели номинацию для программ поддержки семей (вместе с нашим давним партнером Советом Евразийского женского форума), и она реально стала самой популярной по количеству заявок, то есть мы уловили общественный тренд.
Есть и традиционные ключевые направления социальной деятельности бизнеса, которые актуальны из года в год и всегда дают много достойных проектов.
— Какие, топ-3?
— Первая тема — образование. Вторая — развитие территорий, регионов. И еще одно любимое донорами направление — культура: это всегда интересно, вирально, имиджево для корпоративных фондов, и каждый год в этой номинации есть интересные и неожиданные программы.
В 2024 году партнер номинации «Лучшая программа (проект), направленная на поддержку культуры, искусства, креативных (творческих) индустрий» — Президентский фонд культурных инициатив, который, безусловно, влияет на развитие культуры в стране, и вот эта связка, когда фонд оценивает проекты бизнеса, сама по себе очень интересна.
Еще традиционно в топе тема волонтерства. У нас была эта номинация несколько лет, потом мы сделали перерыв, потому что появилось много отдельных самостоятельных программ и конкурсов. Но мы вернули это направление во многом по просьбе самих компаний, и анализ заявок позволяет нам увидеть, что волонтерство часто вписано в общую стратегию социальной и благотворительной деятельности, какой бы темой компания ни занималась. В этой номинации у нас сразу два партнера: ассоциация ДОБРО.РФ (раньше называлась Ассоциацией волонтерских центров) и Национальный совет по корпоративному волонтерству.
— Давайте поговорим теперь о рейтинге — другой части проекта «Лидеры корпоративной благотворительности». Как менялся он?
— До 2020 года он был рэнкингом с присуждением мест, а теперь мы перешли на рейтинговые категории: А+, А и так далее. Это тоже симптоматично для нынешнего уровня развития корпоративной благотворительности: трудно стало однозначно определять, кто достоин первого места и как присуждать остальные.
Компания, которая подает заявку и может ответить на все вопросы по нашей методике, изначально уже для нас лидер. Заполняя заявку, она сама анализирует, насколько ее менеджмент социальных инвестиций соответствует стандарту работы, включающему вопросы целеполагания, выбора направления, оценки реального импакта, в принципе результативности.
И еще заявка отражает то, как компания умеет говорить о своей социальной деятельности, ее прозрачность и внешнюю коммуникацию. А+ получают те компании, у которых с каждым из этих процессов все очень хорошо и понятно. Во всяком случае, экспертам, которых мы приглашаем для оценки заявок.
При этом если сравнить анкету рейтинга десять лет назад и сейчас, то она несильно поменялась. Да, уточнялись вопросы, иногда менялись блоки, иногда что-то объединялось, что-то по-другому интерпретировалось, но основной ее костяк процентов на 80 сохраняется. И именно это позволяет нам смотреть в прошлое, анализировать тренды. Не говоря уже о том, что и в анкетировании компании во многом принимают участие те же. Конечно, состав не повторяется на 100%, но постоянных участников очень много, хотя, казалось бы, рынок очень сильно менялся: какие-то компании уходили, новые появлялись. Тем не менее мы видим, что большой процент компаний с прошлых лет сохранил свое участие у нас в проекте.
— А как насчет изменения позиций? В основном рейтинги топовых компаний, в том числе рейтинги «Коммерсанта» по некоторым отраслям — юристы, девелоперы и так далее, как правило, в верхней своей части неподвижны. Из года в год лидеры одни и те же.
— Нет, в нашем случае можно наблюдать существенный прогресс позиций одной и той же компании даже за год. Это объяснимо, потому что мы оцениваем компанию только на основе ее заявки. Мы можем знать о том, что в компании много проектов, интересные социальные программы, богатый опыт. Но эксперты оценивают заявку, и если компания думает, что все знают ее проекты, поэтому не пишет о них, не прикладывает документы, не описывает свои позиции, то она вполне может получить низкие оценки.
Сейчас мы вынуждены констатировать, что компании, по разным причинам закрывающие часть информации о своей деятельности, могут опуститься в рейтинге. Мы долго обсуждали это с экспертами Форума доноров, с нашим жюри и решили придерживаться позиции, что времена могут меняться, но стандарты должны сохраняться.
— Что можно сказать на основе итогов 2024 года о трендах корпоративной благотворительности 2025-го?
— Мы зафиксировали в этом году возобновление интереса к рейтингу, активности участия, которая спала в 2022-м. Я боюсь показаться слишком оптимистичной, но, мне кажется, это само по себе позитивный тренд, как минимум в отношении социальной повестки, участия компании в этой деятельности.
Точно тренд — активная реакция компаний на общенациональную повестку, как мы уже обсуждали на примере номинации о поддержке семьи. Национальные приоритеты реально поддерживаются компаниями.
Поскольку наш проект — старейший среди подобных, участие в нем стало для компаний неким трастом, способом верификации их социальной деятельности. Нам очень приятно это осознавать и видеть, как из года в год участники стремятся подтвердить свою экспертизу в социальной деятельности через завоевание позиции как в рейтинге, так и в конкурсе программ «Лидеры корпоративной благотворительности». А раз это постоянство есть, значит, можно говорить о сохранении тренда на прозрачность, на экспертность, об интересе к упрочению репутации в благотворительном сообществе.