В казну добавили обещания
Обсуждение проекта бюджета Ульяновской области завершилось пожеланиями депутатов
Законодательное собрание Ульяновской области приняло во втором, окончательном чтении проект бюджета на 2025 год. Все фракции отмечали, что перед принятием главного финансового документа шло активное обсуждение и взаимодействие депутатского корпуса с правительством региона, комитеты заксобрания указали свои пожелания по корректировке расходной части бюджета. Однако в итоге законопроект принят в варианте, предложенном правительством региона, без учета пожеланий. Депутаты назвали бюджет «сбалансированным», хотя по уровню госдолга регион находится на одном из последних мест в рейтинге регионов. Минфин пообещал «продолжить снижение госдолга» и учесть пожелания комитетов при получении допдоходов, в том числе за счет повышения объемов поддержки из федерального бюджета. Парламентарии отмечают, что не всегда удается отстоять предлагаемые изменения бюджета, и полагают, что в будущем в ходе обсуждения необходимо документально фиксировать обещания облправительства в отдельном протоколе с дальнейшей проверкой исполнения.
В среду, 26 ноября, депутаты Законодательного собрания Ульяновской области во втором чтении приняли проект регионального закона об областном бюджете на 2025 год.
Как сообщал «Ъ», в первом чтении, по основным показателям, проект бюджета-2025 без особых замечаний был принят 12 ноября (первоначально планировалось, что во втором чтении бюджет будет приниматься ориентировочно 19 декабря). Доходная часть бюджета планируется в размере 99,459 млрд руб., собственные доходы региона — 84,296 млрд руб. Объем поступлений из федерального бюджета пока запланирован на уровне 15,16 млрд руб. Расходы запланированы в размере 100,452 млрд руб. Дефицит — 994 млн руб. Госдолг на конец 2025 года должен будет составить 52,593 млрд руб. (долговая нагрузка — 62,4% от уровня собственных доходов региона). В рейтинге субъектов РФ по уровню долговой нагрузки по итогам первого полугодия 2024 года (РИА «Рейтинг») Ульяновская область занимает 80-е место с уровнем долговой нагрузки 63%. Первый вице-спикер Владимир Камеко при принятии бюджета в первом чтении отмечал, что «еще придется серьезно думать, за счет каких источников восполнять дефицит бюджета».
На этот раз по госдолгу у депутатов никаких вопросов не было, поскольку глава минфина Наталья Брюханова заверила, что без учета инфраструктурного бюджетного кредита госдолг составит 49,443 млрд руб., а долговая нагрузка — 58,7%, пообещав, что и в дальнейшем будет «последовательное снижение долговой нагрузки».
Перед принятием бюджета во втором чтении перед депутатами с бюджетным посланием выступил губернатор региона Алексей Русских, отметивший, что депутатами и облправительством «проделана большая и кропотливая работа», «было получено много предложений, высказаны замечания, которые учтены в бюджете». Он также отметил, что многие предложения будут учтены в будущем, после корректировки доходной части бюджета, тем более что уже известно, что федеральная поддержка увеличится на 7,1 млрд руб. до уровня 22,3 млрд руб.
Об активном взаимодействии депутатского корпуса с правительством региона при подготовке бюджета и о предложениях, которые были выдвинуты комитетами заксобрания, в своих выступлениях говорили почти все фракции. «В этом году мы провели огромную работу в правительством региона по выстраиванию приоритетов и финансированию задач. Считаю, что цель совместной работы достигнута», — заявил Владимир Камеко.
Руководители фракций в своих выступлениях высказали по расходной части бюджета ряд критических замечаний: по проведению оптимизации учреждений образования и здравоохранения (Виталий Кузин, КПРФ), по общественному транспорту и переселению из аварийного жилья (Дмитрий Грачев, ЛДПР). Отмечали, что правительство «обещает в дальнейшем, при получении допдоходов бюджета, учесть предложения депутатского корпуса» (Андрей Седов, СРЗП).
Как доложила заксобранию председатель бюджетного комитета Мария Шпак, после обсуждения расходной части в комитетах был подготовлен ряд предложений по изменениям этих статей. Так, комитет по природопользованию предложил выделить дополнительно 39,9 млн руб. на повышение зарплаты сотрудникам лесничеств и 17 млн руб. — на мониторинг атмосферного воздуха и ремонт родников. Комитет ЖКХ — обеспечить расходы на ЖКХ в размере 5% расходной части бюджета, комитет по соцполитике — обеспечить 100% софинансирования всех объектов образования, спорта. культуры и здравоохранения, вошедших в нацпроекты и федеральные программы.
Тем не менее в конечном итоге региональный бюджет был принят во втором окончательном чтении без каких-либо изменений, в варианте, предложенном облправительством.
Напомним, ранее депутаты уже обращали внимание на то, что расходная часть бюджета, несмотря на замечания, как правило, принимается формально, без изменений. Так, в мае 2022 года депутат Василий Гвоздев («Единая Россия») раскритиковал систему принятия бюджета, отметив, что примеров, чтобы уже после заседания правительства вносились в законопроект какие-то изменения, «практически нет», «потому что уже все решено».
Впрочем, Мария Шпак пояснила «Ъ», что в этом году действительно совместная работа депутатского корпуса с облправительством над проектом бюджета началась в июле, и все важные корректировки по предложениям депутатов производились еще до принятия проекта бюджета облправительством. «Именно поэтому и было решено принять бюджет во втором чтении раньше запланированного срока, потому что уже просто было нечего обсуждать», — сказала госпожа Шпак. По ее словам, протокол заседания комитета со всеми предложениями депутатов будет передан в правительство региона для учета рекомендаций при росте доходной части бюджета.
Региональный министр финансов Наталья Брюханова в беседе с «Ъ» подтвердила, что, как правило, рекомендации в дальнейшем учитываются по мере поступления дополнительных доходов бюджета. По ее словам, в основном предложения депутатов были без конкретики, в виде общих пожеланий. «Теперь, после принятия Госдумой бюджета в третьем чтении, первыми изменениями мы будем учитывать посылы и предпочтения, которые были обозначены депутатами»,— добавила министр.
Между тем лидер фракции ЛДПР Дмитрий Грачев в беседе с «Ъ» подтвердил, что обычно весь смысл обсуждений бюджета депутатами между первым и вторым чтением — «это формирование пожеланий на будущее», а сам бюджет принимается в том виде, в котором его предложит облправительство. За четыре созыва своей работы в заксобрании он помнит только один случай, когда в 2019 году, еще при губернаторе Сергее Морозове (тогда было подготовлено две таблицы поправок, одна — от «Единой России» и вторая — от КПРФ, поправки от КПРФ были отклонены, «поскольку правительство их не поддержало». — «Ъ»). «Но и тогда поправки были оформлены через правительство в качестве их поправок»,— пояснил депутат. Он также отметил, что случаи, когда данные облправительством обещания по учету рекомендаций комитетов о направлении средств по тем или иным статьям при получении допдоходов бюджета «к сожалению, были». «Например, условно, была достигнута договоренность о выделении 150 млн руб. на переселение из аварийного жилья, но в итоге она оказывается ниже, или даже существенно ниже». По его словам, редко было стопроцентное наполнение тех обещанных цифр, о которых договаривались. «Коллеги озвучивали, что сейчас договорились о дополнительном выделении средств в размере 4% расходной части на культуру. Я это поддерживаю, но глубоко сомневаюсь, что если при 100 млрд руб. расходной части сейчас выделяется 2,6 млрд руб., то вряд ли найдут на культуру еще 1,4 млрд руб.», — заметил господин Грачев. По его мнению, есть смысл по итогам обсуждений перед вторым чтением делать отдельный протокол-меморандум о предложениях депутатов по будущим изменениям в бюджет с конкретными сроками и условиями и заверять его подписями обеих сторон — заксобрания и облправительства, «это был бы идеальный вариант, позволяющий установить ответственность минфина и других членов правительства».
Мария Шпак считает такое предложение «вполне реальным», обеспечивающим «соответствующие обязательства». «В этом смысл есть, и, думаю, правительство и депутаты пойдут на это», — сказала председатель бюджетного комитета, отметив, что как раз на последнем заседании заксобрания были приняты изменения в закон об особенностях бюджетного процесса, оговаривающий порядок подготовки заксобранием таблицы поправок в проект бюджета и увеличивающий сроки рассмотрения между первым и вторым чтением законопроекта.