«Люди стали требовательны к вкусовым качествам яблок и их экологичности»

Руководитель ООО «Южное ААА» Александр Акимов — о моде на яблоки, влиянии качественных удобрений на урожай и перспективах садоводства в России

— Александр Акимович, какие требования сегодня выдвигает рынок к качеству яблок?

— Рынок сегодня выдвигает очень серьезные требования к качеству фруктов. Это в том числе связано с возрастающей модой на яблоки. Особенно люди стали требовательны к вкусовым качествам продукта и его экологичности. Те фрукты, которые мы получаем из-за границы, практически не имеют вкусовых свойств, чего не скажешь про их прекрасный товарный вид. Наши люди привыкли к вкусным яблокам, поэтому, несмотря на то что мы пока проигрываем импортным производителям по внешнему виду продукта, по вкусовым качествам мы, безусловно, выигрываем.

Основным регулятором на рынке фруктов сегодня являются сети, которые задают моду на употребление здоровой пищи и занимаются продвижением той или иной продукции. Для нас важно, чтобы яблоко было естественным, тогда и спрос на него будет хорошим.

— Способны ли отечественные садоводы полностью обеспечить потребности россиян яблоками?

— Пока мы еще зависим от импорта, но интенсивное садоводство сделало огромный шаг вперед. Сегодня наша компания, которая развивается постепенно и имеет относительно ограниченную территорию, уже производит яблок столько, сколько в советское время производили все колхозы в регионе. Благодаря интенсивному садоводству мы производим в среднем 60 тонн яблок с гектара. Раньше с гектара собирали максимум 16–18 тонн.

— Сказывается ли как-то на качестве продукта применяемое вами интенсивное садоводство?

— Совершенно никак не сказывается. Наша компания использует и традиционный способ выращивания яблок, поскольку в некоторых сортах мы приняли решение применять старую корневую систему. Если мы возьмем суперинтенсивное садоводство, то это площадь 45 на 45 сантиметров — кубик, который требует постоянного питания, иначе ничего не вырастет. Поэтому важно правильно подходить к процессу выращивания яблок с научной точки зрения.

Мы активно применяем компостирование, чтобы не изнашивать почву. Раньше на это не обращали внимания. Важно грамотно использовать компост, вносить его вовремя, в нужных дозах, чтобы земля поработала за человека. Почвы в Краснодарском крае достаточно тяжелые, и если их не компостировать (а это первый шаг к экологически чистому производству), продукт будет недостаточно вкусным и полезным. Поэтому крайне важно качество питания почвы, чтобы продукция обладала насыщенными вкусовыми качествами и содержала в себе полезные вещества, а процесс садоводства не изнашивал почву.

Когда мы выращиваем традиционные сорта яблок, то площадь питания составляет полтора на полтора метра и еще полтора метра в глубину. В этом случае риск истощения почвы гораздо выше, чем при интенсивном и суперинтенсивном садоводстве. Необходимо ежегодно восстанавливать почву, иначе получится провал по урожаю.

— Используется ли химия при выращивании яблок? Как это сказывается на результате?

— Я бы не стал называть удобрения химией, скорее — это минеральные вещества. Мы не можем не использовать минералы, потому что мы истощим почву. Но самое главное, чтобы не нажить «грязное» яблоко, удобрения нужно вносить научным способом. В таком случае земля-матушка сработает за нас. Все, что мы забрали у почвы, мы должны вернуть на место. А вот неправильное использование удобрения — основная проблема наших садоводов. Поэтому необходимо подключать науку. Впереди у нас огромные перспективы в развитии садоводства, в производстве экологически чистого яблока, но без науки пройти этот путь невозможно.

Сегодня на рынке есть ряд компаний, являющихся поставщиками минеральных удобрений и средств защиты растений, которые работают с пониманием современных процессов.

— Именно поэтому вы сотрудничаете с компанией «АгроПлюс»?

— Во-первых, компания «АгроПлюс» — это российский производитель удобрений, а с нынешней ситуацией в стране — это очень важно. Во-вторых, специалисты ООО «ГК "АгроПлюс"» не просто продают нам удобрения, а регулярно проводят диагностику почвы и растений, оценивают состояние плодовой почки перед уходом в зиму и после выхода из перезимовки, проверяют работу проводящей системы растений. Важно работать не вслепую, а по результатам диагностики.

Нам очень нравится препарат «Белый Жемуг Дрип Са + Mg» для защиты от горькой ямчатости. Защитить плоды от солнечных ожогов нам помогает препарат «Белый Жемчуг Универсальный Термощит», который содержит только натуральные компоненты природного происхождения, работает мягко, на клеточном уровне, и при этом полноценно справляется со своей задачей. В итоге — наше яблоко чистое, без ожогов и хорошо хранится.

— Признают ли чистоту вашей продукции контролирующие инстанции?

— Безусловно. Недавно Роспотребнадзор провел исследование среди производителей яблок, и наша компания заняла первое место по чистоте продукции. При этом выемка производилась не только среди отечественных садоводов, европейское яблоко тоже в ней участвовало. Мы попали в этот проект совершенно случайно, и, что примечательно, на этот конкурс не везли специально яблоки, Роспотребнадзор изъял их из продажи. Анализ продукции проводили и в российской, и в европейской лабораториях. В итоге наши яблоки показали себя лучшими и по вкусовым, и по экологичным качествам. По внешнему виду наша продукция, как я уже говорил выше, еще не догнала европейскую, но мы двигаемся в этом направлении.

— Какими вы видите дальнейшие шаги по развитию садоводства в России?

— На мой взгляд, необходима кооперация садоводов, потому что опыт, накопленный в ходе процесса выращивания фруктов, необходимо передавать. Кроме того, кооперация поможет привлечь науку, поскольку сегодня это достаточно затратно для отдельных компаний. Поэтому, на мой взгляд, кооперация — это следующий этап развития садоводства. Существующий Союз садоводов — некоммерческая организация, объединяющая единомышленников, и это уже первый шаг к кооперации, которая должна стать больше финансовой структурой, чтобы садоводы могли иметь возможность оплатить работу науки. Также мы не отказываемся и от иностранной помощи, поскольку за границей — огромный опыт экологического производства.

— Существует ли проблема с хранением продуктов садоводства? Как, по-вашему, ее можно решить?

— Да, это реальная проблема. В нашем случае холодильных площадей хватает, поэтому мы небольшую часть урожая продаем в сезон, а большую — закладываем на хранение, чтобы круглый год у нас была свежая продукция на реализацию. Но в целом проблема начинающих садоводов в том, что очень затратно одновременно посадить сад и построить хранилище. Мы двигались по этому пути постепенно. А что касается помощи от государства, то субсидии на строительство хранилищ — очень сложные, и не все садоводы подходят под требуемые параметры. От этого страдает рынок, потому что в сезон ценообразование становится не естественным, страдает внешний вид яблок, хранящихся под какими-то навесами. В итоге садоводы продают эту продукцию по бросовым ценам, не способным обеспечивать дальнейшее развитие садоводческих компаний.

— Какие меры поддержки в сфере садоводства вы ощущаете от государства?

Поддержка от государства сейчас имеется, и она очень внушительная. Когда начинали мы, такой помощи от властей не ощущалось. Сегодня мы меняем некоторые отслужившие свое сады, поскольку интенсивное садоводство требует замены, и активно пользуемся инструментами субсидирования. Но если только лишь полагаться на помощь государства, проблема садоводства в России не будет решена, поэтому, повторюсь, необходимо идти в кооперацию и плотно взаимодействовать с наукой.

— Какие у вас есть прогнозы по урожаю на будущий год?

— В этом году у нас были неприятности, связанные с заморозками, поэтому, надеюсь, в будущем году ситуация сложится в нашу пользу. Мы прогнозируем, что 2025 год даст нам порядка 30 тыс. тонн яблок. В целом же по краю ситуация по закладке почки была сложная, и связано это было с воздушной засухой. Но сейчас уже мы видим, что почка есть, урожай однозначно будет, но окончательно все будет зависеть от весенних заморозков.

ООО «Южное ААА». ИНН 2341012024

Реклама.

Вся лента