«Городское радио должно быть не только слышно, но и видно»

Директор медиахолдинга Centre digital & media Анастасия Власова о 25-летии радио «Адам»

В ноябре 2024 года единственной полноформатной городской радиостанции Ижевска — радио «Адам» — исполнилось 25 лет. Сейчас это один из флагманских проектов крупнейшего медиахолдинга региона Centre digital & media. О том, для чего тратить значительные ресурсы на собственный радиопродукт, какова сейчас ситуация на местном рынке радиовещания и какие перспективы его ждут в цифровую эпоху, «Ъ-Удмуртия» обсудил с директором CDM Анастасией Власовой.

Анастасия Власова на одной из Открытых студий радио «Адам» в День города

Фото: Centre digital & media

— Как радио «Адам» вошло в состав холдинга? В чем был интерес компании в приобретении нового актива?

— Переговоры о покупке станции начались в 2008 году. В то время «Адам» относился к медийным активам группы компаний «КОМОС». Это наши давние и надежные партнеры. Поэтому когда они решили провести оптимизацию и продать часть медиаресурсов, то первым делом обратились к нам. На решение купить «Адам» повлиял целый ряд причин. Во-первых, у нас уже был большой опыт вещания федеральной станции «НАШЕ Радио» на местном рынке. Радио как продукт мы знали, любили и умели делать и продавать. Во-вторых, в тот период мы как раз начали стратегически развивать городские медиа: перезапустили и вывели в платный сегмент газету «Центр», начали разработку портала Izhlife. «Адам» как полностью местная станция отлично вписывался в эту концепцию и органично дополнял пул наших городских медиаресурсов. Наконец, в-третьих, нам хотелось работать с большими и амбициозными проектами, а это был как раз тот самый случай. Конечно, собственные медиа, по сравнению с федеральными франшизами, требуют намного больше ресурсов — и финансовых, и кадровых, и креативных. Но зато и никаких партнерских ограничений там нет, а значит, можно реализовывать проекты любого масштаба и соответственно зарабатывать.

— С момента создания «Адам» позиционировался как «мужское радио». Но через некоторое время после вхождения в медиагруппу позиционирование изменилось на «радио нашего города». С чем было связано такое решение и какое содержание вкладывалось в новый имидж станции?

— Смена позиционирования была как раз связана со стратегией развития городских медиа. «Мужское радио» — сильная, яркая, интересная концепция, которая при запуске «Адама» очень хорошо выделила его среди конкурентов и сделала популярным. Но к моменту вхождения станции в наш холдинг прежнее позиционирование несколько утратило актуальность — изменились и рынок, и городская среда, и интересы аудитории. Горожане стали переключаться от чисто развлекательных форматов в сторону информационных и более полезных ресурсов, которые рассказывали о жизни в этом конкретном городе, делали ее комфортнее и интереснее.

Это был непростой процесс, но постепенно «Адам» очень плотно погрузился в жизнь города и ижевчан. Мы сделали ставку на оперативную информацию о происходящих в Ижевске событиях — от пробок до происшествий. И наши слушатели активно включились в эту историю. Для радио «Адам» сообщения от горожан — полноценная часть вещания, которая позволяет оперативно рассказывать всей аудитории, что происходит в городе. Так обратная связь со слушателями стала одной из фирменных фишек «Адама» — мы ежедневно получаем десятки, а иногда и сотни звонков и сообщений на самые разные темы.

По утрам ижевчане едут на работу вместе с шоу «Первые!» и его ведущими Денисом Погодиным и Ольгой Прохоровой

Фото: Centre digital & media

Параллельно менялась и музыкальная концепция станции в сторону более актуальной и современной музыки. Через некоторое время после вхождения в холдинг мы отправили топ-менеджмент радио на первую серьезную учебу. Задача была выстроить эфир, исходя из интересов аудитории и самых современных подходов к радиовещанию. Мы стали менять практически все — программы, музыку, отбивки, выходы ведущих, подготовку к эфирам, работу со слушателями и даже новости. И, признаюсь, это был очень тяжелый процесс. Особенно что касается музыки. Мы буквально со всеми бились, даже я сама с собой, ведь большинство ребят было за ту самую «адамовскую» музыку для мужчин — проверенную временем. Но для городской масштабной современной живой радиостанции нужно было нечто большее. И мы обязаны были перестроиться и начать думать о тех, для кого мы делаем это радио.

Сейчас в ротации на «Адаме» не могут появляться треки, которые не в топе. И, кроме проверенной временем рок- и поп-классики, постоянно звучат музыкальные новинки и хиты. Надо, чтобы радио было в движении, чтобы оно не застаивалось. Радио «Адам» — это жизнь города. Город живет в своем ритме, а мы — пульс этого города. И если люди начинают слушать какую-то новую музыку и та становится популярной, она должна появляться на радио. Тем более что аудитория «Адама» — это и новая молодежь, и те, кто выросли с нами, — взрослые, состоявшиеся люди. Поэтому мы подбираем музыку так, чтобы всем было в кайф от нашего плейлиста.

Городское радио должно находиться в центре важных для Ижевска событий.

Фото: Centre digital & media

— Что пришлось менять с точки зрения монетизации и технического оснащения радио «Адам»?

— До прихода в наш холдинг ставка делалась на коммерческие проекты. То есть хочешь запустить программу в эфир — найди спонсоров. Рубрики пытались продавать чуть ли не все сотрудники станции. Мы изменили этот подход: приоритетом для программного отдела и его проектов стали интересы аудитории и качество продукта, а не монетизация. Продажи же полностью перешли в коммерческий отдел. Это позволило поддерживать баланс между запросами аудитории и рекламодателей и, с одной стороны, увеличивать количество слушателей за счет классных программ и шоу, с другой — повышать монетизацию проекта без ущерба его качеству. «Адам» достаточно быстро стал нашим флагманским медиа с точки зрения доходности и уже много лет продолжает удерживать лидирующие позиции.

Что касается оснащения станции, то мы несколько лет вкладывали достаточно серьезные средства в обновление оборудования. А в офисе на Авангардной, куда мы переехали в том же 2008 году, под радио было выделено отдельное крыло, где в том числе оборудовали комфортную, светлую и удобную студию прямого эфира, а также компактную студию для аудиопродакшн. Кстати, к 25-летию станции мы запустили обновление и ремонт радийных площадей. И совсем скоро «Адам» начнет вещать из новой многофункциональной студии с крутым фирменным дизайном.

— Одним из значимых направлений новой концепции «Адама» стала реализация масштабных городских проектов и шоу — от «открытых студий» до «Песен нашей Победы». С чем связано такое внимание именно к этим форматам, очень сложным с точки зрения организации и ресурсов?

— Когда мы начали разрабатывать концепцию «радио нашего города», то достаточно быстро поняли, что ее невозможно воплотить, сидя в студии и общаясь со слушателями только удаленно. Городское радио должно быть не только слышно, но и видно. Оно должно находиться в центре важных для Ижевска событий. Так мы пришли к идее «открытых студий» — это вещание специально подготовленного эфира из разных городских локаций и с разных событий: Дня города, из торговых центров, ижевских кафе и т. д. А к 25-летию станции мы провели уникальный 25-часовой прямой эфир из резиденции Главы региона Александра Бречалова. Кстати, формат «открытых студий» очень востребован и у наших партнеров, поэтому проект распланирован на несколько месяцев вперед.

Но в свое время мы решили не останавливаться только на освещении происходящих событий, а еще и заниматься их организацией и проведением. Десять лет к 9 Мая мы устраиваем большой городской патриотический праздник «Песни нашей Победы», в рамках которого его участники — горожане разных профессий и возрастов — исполняют песни и танцы военных лет, рассказывают о подвигах своих героических предков. Сложно передать словами те чувства, которые возникают, когда в финале шоу десятки тысяч людей хором поют «День Победы» под залпы праздничного салюта. Для всей команды холдинга «Песни…» стали одним из самых любимых и значимых проектов. В последние годы появились и проекты на более широкую аудиторию, такие как «Голос Ижевска» и «Голос Удмуртии». Их цель — найти таланты и дать им возможность показать себя на всю Удмуртию, а дальше и на всю Россию. Практически каждый участник «Голоса Удмуртии» стал затем победителем всероссийских конкурсов, либо побывал на ведущих федеральных каналах.

Один из самых ярких проектов Centre digital & media — республиканский конкурс исполнителей «Голос Удмуртии»

Фото: Centre digital & media

Еще одна важная роль городского радио — помощь нуждающимся. На «Адаме» регулярно выходит «Марафон добра», в ходе которого собираются средства больным детям, спортсменам-инвалидам, приютам для пожилых и другим людям и проектам, которые больше других нуждаются в поддержке. И для нас, и для нашей аудитории очень ценна эта возможность помогать другим, и такие истории тоже очень сплачивают команду «Адама» с ижевчанами. Кроме того, радио активно участвует и в благотворительных проектах всего холдинга — таких, например, как инклюзивная детская студия журналистики и блогинга #КаждыйМедиа или ежегодный новогодний праздник для детей с тяжелыми заболеваниями «Елка для каждого».

— По оценке медиаэкспертов, эфирное вещание теряет позиции и в ближайшие годы, особенно с массовым распространением беспилотных авто, может окончательно проиграть онлайну. Как вы оцениваете перспективы радио, особенно на местных рынках?

— Классные и качественные медиапроекты останутся востребованными у своей аудитории. Да, каналы потребления контента при этом могут меняться, но лояльные слушатели остаются со своей любимой станцией и в онлайне. Более того, там есть все возможности и инструменты, чтобы увеличивать их количество и формировать большое лояльное сообщество. Чем, собственно, мы и занимаемся все последние годы. И видим по быстрому росту подписчиков и охватов в соцсетях, по впечатляющим цифрам реакций и комментариев на предлагаемые темы, что этот подход работает.

Сам медиапродукт мы, естественно, тоже адаптируем под онлайн-потребление. Помимо вещания прямого эфира в интернете и подготовки дополнительного контента для соцсетей, «Адам», к примеру, готовит на основе эфирных программ несколько тематических подкастов. И их популярность тоже растет. Поэтому мы уверенно смотрим в будущее и дальнейшее расширение онлайна нас не пугает. «Адам» сейчас — единственное в Ижевске полноформатное городское радио. Все другие закрылись. И то, что станция не просто выжила на очень непростом местном рынке, но и продолжает развиваться и находится в топе рейтингов — лучшее подтверждение жизнеспособности и качества радийного продукта под этим брендом.

Больше новостей из мира медиа — в Telegram-канале Анастасии Власовой, директора Centre digital & media, и на ее личной странице ВКонтакте.

12+

ООО фирма «Ариго»

Реклама

Вся лента