Северные «столичные» дороги

Санкт-Петербург укрепляет транспортный каркас

Губернатор Петербурга Александр Беглов на открытии нового участка дороги

Фото: Алексей Смагин, Коммерсантъ

Высокие темпы строительства и ремонта объектов дорожной инфраструктуры демонстрирует Санкт-Петербург, выходя на первые строчки Федстата по показателям техсостояния трасс. В 2024 году, по заверениям властей, проведена масштабная работа.

Как сообщил губернатор Александр Беглов, подводя итоги дорожно-строительного сезона 2024 года, было открыто движение по 12 новым дорогам и развязкам, отремонтировано сто объектов улично-дорожной сети. Власти отдают приоритет транспортным мегапроектам, которые в этом году вступили в активную фазу реализации.

«Ряд дорожных проектов реализован по поручению президента России, а также при федеральной поддержке в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги»», - подчеркнул господин Беглов.

Фото: пресс-служба Администрации губернатора Санкт-Петербурга

Так, в 2024 году в рамках нацпроекта «БКД» в нормативное состояние было приведено 49 участков дорог общей протяженностью более 100 км, а за 2021-2023 годы – более 400 км. Согласно данным Федстата, Северная столица входит ТОП-10 регионов по показателю автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям. При этом на 13 п.п. превышает текущий средний показатель по РФ и почти достиг целевого показателя 2030 года.

На улучшение транспортной инфраструктуры закладываются значительные средства. Так, согласно данным Открытого бюджета, на реализацию программы «Развития транспортной системы Санкт-Петербурга» в 2024 году предусмотрено 288,9 млрд руб. В 2025 году - 333 млрд руб. Согласно отчету от 1 ноября 2024 года об исполнении АИП на 2024-2026 годы, на развитие транспортной системы заложено 86,1 млрд руб., из которых 0,97 млрд руб. – средства федерального бюджета.

Как известно, 27 ноября ЗАКс Санкт-Петербурга утвердил в третьем чтении проект бюджета Санкт-Петербурга на 2025-2027 годы. В основу бюджета легли десять направлений развития города до 2030 года, ранее закрепленные в предвыборной кампании Александра Беглова. Первый пункт программы – мегапроекты XXI века.

Как отмечает градоначальник, они закладывают новые возможности для мегаполиса. В числе главных транспортных трат города он отметил выделение за три года 79 млрд руб. на строительство ШМСД, 30 млрд руб. (по 10 млрд ежегодно) — на софинансирование проекта ВСМ и еще более 50 млрд руб. на шесть других объектов.

Новый транспортный каркас

Благодаря мегапроектам, по сути, формируется новый транспортный каркас. В числе стратегически важных объектов: Широтная магистраль скоростного движения, КАД-2, Цимбалинский путепровод, Большой Смоленский мост, трассы М-32, М-49.

Отдельное внимание уделяется проекту КАД-2. В сентябре власти обозначили, что магистраль пройдет от Петергофа через Гатчину, Отрадное, Всеволожск, Токсово и Агалатово до пересечения с трассой «Скандинавия» в районе поселка Огоньки и будет иметь выходы на платную дорогу М-11 и будущий Восточный скоростной диаметр.

В апреле президент Владимир Путин поручил правительству и компании «Автодор» начать строительство трассы от деревни Кузьмоловка Всеволожского района до автомобильной дороги М-11 «Нева».

По словам Александра Беглова, существует возможность «увязать» первый участок КАД-2 и Широтную магистраль скоростного движения. Проект ШМСД развивается. Уже в декабре планируется открыть движение по первому участку - Витебской развязке Западного скоростного диаметра. В ноябре было подписано концессионное соглашение на строительство новых участков. Документ скрепили подписями Александр Беглов и председатель правления ВТБ Андрей Костин в обстановке Международного форума «Транспорт России».

Губернатор Петербурга Александр Беглов и президент-председатель Правления ВТБ Андрей Костин подписали концессионное соглашение на строительство и эксплуатацию второго-четвёртого этапов ШМСД

Фото: пресс-служба Администрации губернатора Санкт-Петербурга

Известно, что ШМСД со второго по четвертый этап включает возведение 13 развязок, 12 путепроводов на пересечении с улицами, 8 — на пересечении с железнодорожными путями, а также новый мост через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц. Плановые сроки реализации второго, третьего и четвертого этапов ШМСД — до конца 2030 года. Общая протяженность ШМСД составит 32,4 км. Стоимость строительства второго - четвертого этапов магистрали составит порядка 241 млрд руб.

«Магистраль станет третьим звеном в системе скоростных магистралей города и частью обновленного транспортного коридора в Карелию, Мурманск, Архангельск. Это укрепит позиции города как ведущего транспортного узла страны», - подчеркнул Александр Беглов на церемонии подписания.

Первая за 40 лет разводная переправа

Строительство Большого Смоленского моста – еще один из мегапроектов. Его строят в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай, между Володарским мостом и мостом Александра Невского. Это самый большой отрезок набережных Невы, где сейчас отсутствуют переправы. Планируется, что новый мост улучшит транспортную связь между северными и южными районами города в обход центра Петербурга.

«Впервые за сорок лет Петербург должен получить новую разводную переправу, которая значительно улучшит сообщение между правым и левым берегами Невы», –говорил Александр Беглов.

По словам директора СПб ГБУ «Мостотрест» Всеслава Воронина, все работы идут не просто в срок, а даже с опережением графика.

К острову расширили пути

Кроме мегапроектов в Санкт-Петербурге реализуется еще несколько крупных дорожных проектов. Об этом на конференции 28 ноября, посвященной итогам, сообщил врио председателя КРТИ Евгений Варов.

Фото: пресс-служба Администрации губернатора Санкт-Петербурга

В этом году удалось модернизировать дороги на остров Котлин, где расположен Кронштадт. Город активно развивается, чему способствует историко-культурный кластер «Остров фортов». Улучшить транспортную инфраструктуру было отдельным поручением президента и город его исполняет.

За год удалось провести реконструкцию Цитадельской дороги от Кронштадтского до Цитадельского шоссе и самого протяженного объекта – два км от КЗС до Цитадельской дороги - Кронштадтского шоссе. Также удалось построить два участка Цитадельского шоссе: от ул. Гидростроителей до ул. Литке с подключением к КЗС от наводнений и от Цитадельской дороги до ул. Адмирала Грейга.

С началом масштабного обновления планируется реконструировать и построить 11,5 км — это семь проектов.

Новые магистрали

Фото: пресс-служба Администрации губернатора Санкт-Петербурга

Развивается новая дорожная сеть в районах. В Приморском появятся три дороги, которые разгрузят северо-восток Петербурга – М-32, М-49 и М1. В октябре этого года власти сообщили о старте строительства магистрали М-32, которая соединит территорию у «Лахта Центра» (Приморское шоссе) с планируемой трассой М-49. Проектом бюджета в рамках АИП на эти цели заложено 19,1 млрд рублей.

Преображение центральных дорог

В ноябре стартовала реконструкция одного из старейших транспортных путепроводов – Цимбалинского. Это мостовое сооружение над железнодорожными путями станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский к северу от платформы Фарфоровская, соединяющее улицу Белы Куна во Фрунзенском районе и улицу Цимбалина в Невском районе. Ему более 110 лет. Как отметил Александр Беглов, он давно выработал свой ресурс и был «на слуху» у горожан из-за постоянных пробок.

«Приоритетным в следующем году является Невский проспект. Сейчас мы технически готовимся к предстоящим работам. Рассматриваются несколько вариантов добавления туда инновационных технологий», - подчеркнул Евгений Варов.

Он также отметил, что в этом году завершены работы на пяти новых магистралях на намывных территориях Васильевского острова. Также в этом году приведены к нормативу такие значимые магистрали, как Лиговский, Чкаловский и Приморский проспекты, Гороховая улица, Вознесенское шоссе, улица Салова и пр.

Врио директора «Дирекции транспортного строительства» Михаил Овчинников рассказал, что в 2025 году начнутся ремонтные работы на таких дорогах, как Петербургское шоссе, Светлановский проспект, проспект Тореза, проспект Энергетиков и др. Всего в планах числится около 70 приоритетных адресов.

Доступность юга-востока

Благодаря вводу новых участков улучшилась дорожная ситуация в отдаленных районах города. Так повысилась транспортная доступность Колпинского и Пушкинского районов за счет увеличения в два раза полосности на двух участках Колпинского шоссе.

В 2024 году запущено рабочее движение по новым развязкам на пересечении Лагерного и Петрозаводского шоссе, а также Дунайского проспекта и Московского шоссе. Завершение реконструкции Петрозаводского шоссе создало возможность беспрепятственного проезда через железнодорожные пути в сторону Колпино. По многочисленным просьбам жителей к нормативу привели 3,1 км Гатчинского шоссе на участке от площади Воинской Славы до границы Санкт-Петербурга.

Вся лента