Дипломатии ЕС на всех не хватит

Евросоюз может сократить представительство в неприоритетных странах

Утвержденный на этой неделе новый состав Европейской комиссии 1 декабря вступит в свои права. И, как выяснилось в преддверии этого события, одной из первых и неотложных задач исполнительной власти Евросоюза будет согласование параметров сокращения команды европейских дипломатов в ряде стран и регионов. Мотивированная нехваткой бюджетных средств инициатива уже вызвала в Брюсселе опасения, что ЕС потеряет дипломатический вес в Латинской Америке, Африке и Азии, а возникший вакуум заполнят Россия и Китай.

Фото: Алексей Витвицкий, Коммерсантъ

Будучи последние месяцы крайне щедрым на оборонные расходы, Брюссель оказался вынужден экономить на кое-чем другом. В преддверии вступления 1 декабря в свои права нового состава Еврокомиссии выяснилось, что в столице единой Европы готовят план по резкому сокращению числа сотрудников во многих представительствах (по сути, посольствах) ЕС — а всего их у союза 145.

В частности, как удалось узнать на этой неделе изданию Politico, сокращения дипломатического и технического состава затронут страны Африки, Азии и Латинской Америки. Например, ЕС может ограничить присутствие более чем в трех десятках африканских государств из 54. Что касается Латинской Америки, то там в список на сокращение представительства попала даже такая крупная и важная держава, как Бразилия.

Впрочем, в странах, «где находятся основные интересы ЕС», дипломатическое присутствие европейской дипломатии, наоборот, обещают усилить.

Прежде всего речь идет о государствах, которые стремятся вступить в ЕС или географически близки блоку, странах G20, новых «политических и экономических державах» и странах, где «нестабильность представляет угрозу интересам ЕС». Это следует из черновика плана, с которым ознакомились журналисты Politico.

Затеять такого рода рокировку Службе внешних связей ЕС (EEAS) пришлось в силу нехватки средств.

Еще в марте генсек EEAS Стефано Саннино сетовал, что внешнеполитическая служба «сильно недофинансирована», и увеличение административного бюджета его ведомства на 7,1%, до €880,2 млн на 2024 год не покрыло инфляцию.

«Этот рост является исторически высоким, но тем не менее представляет собой существенное снижение покупательной способности службы в условиях высокой инфляции во всем мире, слабого обменного курса евро и ограничительной бюджетной среды»,— писал он тогда в отчете для Европарламента.

Уже летом недофинансирование внешнеполитической службы дало о себе знать. Как написала в конце июля газета Financial Times, всего за полгода европейская дипломатия превысила свой годовой бюджет. Из-за этого EEAS было предписано перейти в режим экономии, в частности, за счет отказа от поездок дипломатов, официальных вечеринок, услуг шоферов и закупок канцелярии, а также переноса работ по ремонту дипсобственности за рубежом.

И это притом что в зарубежных представительствах ЕС и так не шиковали. Например, порядка полусотни общеевропейских посольств уже имели критические проблемы с безопасностью и были не в состоянии установить решетки на окнах или камеры. В ряде стран послам ЕС приходилось платить аренду за проживание в других местах, поскольку их резиденции были непригодны для жилья, а деньги на ремонт отсутствовали.

Необходимость сводить концы с концами даже привела в текущем году к отмене ежегодного приема EEAS в рамках Генассамблеи ООН, который, по словам дипломатов, был крайне важен для убеждения развивающихся стран в необходимости встать на сторону ЕС по украинской теме.

Впрочем, некоторые продолжили жить не по средствам. К примеру, этим летом покидающий сейчас свой пост главный дипломат ЕС Жозеп Боррель решил устроить неформальную встречу глав МИДов стран Евросоюза в Брюсселе вместо того, чтобы, как изначально планировалось, отдать все на откуп стране-председателю — Венгрии. Из-за этого расходы на организацию мероприятия легли на EEAS, а не на венгерское правительство.

Уже тогда в Брюсселе пошли первые разговоры, что вскоре дипломатическая служба будет вынуждена решиться на еще более жесткие меры экономии, в частности, за счет закрытия ряда зарубежных миссий и создания региональных дипломатических хабов, ответственных сразу за несколько стран. Как признался Politico один из неназванных дипломатов, появилась даже «странная идея» учредить в Индии центр, который будет заодно обслуживать и ее главного геополитического противника — Пакистан.

Все эти намерения уже вызвали если не отторжение внутри дипломатического корпуса ЕС, то как минимум опасения, что Брюссель может потерять вес в таких регионах, как Латинская Америка и Африка, «поворот» в сторону которой глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен обещала еще в 2019 году. «Если мы оставим крошечную делегацию в таких местах, как Судан или Нигер, это будет неправильный сигнал, особенно в условиях, когда у нас есть администрация США, которая, похоже, меньше интересуется внешним миром»,— заявил Politico один из неназванных чиновников ЕС, имея в виду скорый приход к власти в США Дональда Трампа. Другой собеседник издания предположил, что возникший вакуум почти наверняка будет заполнен Россией или Китаем, в последние годы весьма активно продвигающими свои интересы в Африке.

Окончательно стратегия того, как дипломатии ЕС следует перераспределить ресурсы, будет оформлена в начале декабря на переговорах между Кайей Каллас, 1 декабря вступающей в должность главы европейской дипломатии, и другими представителями Еврокомиссии. Наверняка торг будет жестким особенно на фоне того, что еврокомиссары в плане трат на поездки и представительские расходы ни в чем себе не отказывали.

Наталия Портякова

Вся лента