В метро по биометрии
проект
Петербург продолжает развивать цифровизацию общественного транспорта. В городе уже действует система электронного контроля оплаты проезда, а также единый билет (карта «Подорожник»), работающий по принципу «электронного кошелька». Кроме того, петербуржцы одними из первых в стране получили возможность расплачиваться в метро банковской картой. Теперь совместно с ВТБ будет реализована новая инициатива — оплата проезда по биометрии.
В декабре на двух станциях подземки стартует пилотный проект оплаты проезда по биометрии. Планируется, что при идентификации на турникете с помощью биометрии средства будут списываться с привязанной банковской карты любого российского банка. Чтобы воспользоваться новым способом оплаты, нужно зарегистрировать свои биометрические данные в Единой биометрической системе, проще всего это сделать через мобильное приложение «Госуслуги Биометрия» либо через аккредитованные банки или МФЦ, после — зарегистрироваться на специальном портале (интернет-сайте) банка и привязать к аккаунту банковскую карту. Первые терминалы для тестирования системы уже появились на станциях «Гостиный двор» и «Площадь Восстания».
Как пояснил заместитель начальника ГУП «Петербургский метрополитен» Вадим Арсеньев на конференции в пресс-центре «Интерфакса», в пилотном проекте примет участие фокус-группа до 50 человек, в числе которых — сотрудники метрополитена и банка ВТБ. Решение о расширении системы на другие станции метро будет принято в 2025 году по итогам тестирования. В дальнейшем также рассматривается возможность масштабировать технологию на наземный транспорт.
Соглашение о развитии современной платежной системы на общественном транспорте было подписано между президентом — председателем правления банка ВТБ Андреем Костиным и губернатором города Александром Бегловым на ПМЭФ-2024.
«Мы начинаем проект, который сделает проезд в городском транспорте еще более удобным, а его оплату — простой и быстрой. Предложенные ВТБ решения качественно улучшат пользовательский опыт пассажиров за счет усиления роли цифровых каналов. При этом будут использоваться платежные решения на платформе "Транспортный процессинг". Это собственная разработка банка, позволяющая обеспечить высокий уровень технологического суверенитета»,— отмечал господин Костин на полях форума.
В Москве технология работает с 2021 года. ВТБ отвечает за проведение банковских платежей в московском транспорте, в том числе с применением биометрии. Сервис заработал сразу на всех станциях метрополитена, а в 2022 году — и на МЦК. Сегодня оплатить проезд по биометрии в Москве также можно на регулярном речном транспорте, железнодорожных направлениях аэроэкспресса и четырех станциях московских центральных диаметров. В планах — запуск сервиса на наземном транспорте и подключение всех станций МЦД.
Начальник управления разработки и сопровождения специальных электронных продуктов, старший вице-президент департамента транзакционного бизнеса ВТБ Вадим Изотов сообщил, что с момента запуска сервиса в Москве пассажиры совершили свыше 129 млн поездок, оплаченных при помощи биометрии. В будние дни количество проходов в московском транспорте с использованием такого способа оплаты достигает 160 тыс. Одним из главных преимуществ системы для пассажиров он называет комфорт при оплате: нет необходимости в поисках карты или смартфона, достаточно посмотреть в камеру.
«Технология бесконтактной идентификации, надежная система хранения платежных данных и инновационные технологии ВТБ обеспечат удобство и безопасность платежей. Банк готов участвовать в дальнейшей реализации проекта и масштабировать сервис в петербургском метро в 2025 году»,— говорит Вадим Изотов.
Он также отмечает, что перспективы использования биометрии при оплате проезда будут зависеть от тарифной политики города и продвижения этого способа оплаты проезда среди горожан.