Маршрут отследят по карте

«Горэлектротранс» в тестовом режиме запустил оплату проезда по геолокации

СПб ГУП «Горэлектротранс» начал тестировать систему Open loop для оплаты проезда в общественном транспорте. Проект позволяет пассажирам купить билет с помощью геолокации. До конца года новую функцию будут тестировать на 12 трамваях маршрута № 24, а после Смольный решит, стоит ли ее масштабировать на другие направления.

Оплата по геопозиции Open Loop или, как назвали ее разработчики, оплата карманом, является широко известной технологией. Принцип прост: система отслеживает перемещения пассажира и автоматически выставляет счет за проезд в общественном транспорте

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Исследование нового метода оплаты до этого провели в других городах, к примеру Казани, Калининграде и Нижнем Новгороде. В Петербурге, однако, способ доступен с определенными ограничениями. Пока использовать новую функцию Bluetooth-маячков могут только пассажиры, приобретающие не льготные, а стандартные билеты за 65 рублей.

О введении новой системы оплаты проезда было известно еще летом, по крайней мере ее обсуждали в рамках московского транспортного форума. На одной из панельных дискуссий тогда заместитель гендиректора «Датапакс» (разработчик оплаты по геолокации Open Loop.— «Ъ-СПб») Роман Спиридонов заявил, что совсем скоро разработка начнет применяться в Петербурге. Спустя несколько месяцев ее действительно запустили в тестовом режиме.

ООО «Датапакс» — компания, которая занимается разработкой программного обеспечения с 2019 года, ей в равных долях владеют ООО «Автопасс» и ООО «Городская мобильность». Оборот за прошлый год, по данным системы СПАРК, составил 349,5 млн рублей, а чистая прибыль — 20,5 млн рублей. Сейчас у «Датапакса» есть мобильное приложение для построения маршрутов в Петербурге и приобретения билетов на транспорт.

Оплата по геопозиции Open loop или, как назвали ее разработчики, «оплата карманом», является широко известной технологией. Принцип прост: система отслеживает перемещения пассажира и автоматически выставляет счет за проезд в общественном транспорте. Для ее использования нужно скачать приложение «Транспорт+», а потом привязать к личному аккаунту банковскую карту.

После входа пассажир получает счет от системы, которая автоматически определяет оплату. Платеж требует подтверждения, и телефон становится проездным билетом, который необходимо показать контролеру для проверки факта оплаты. «Кондукторы будут проверять факт оплаты двумя способами: либо визуально через мобильное приложение пассажира, либо ручным терминалом, в котором отображаются последние четыре цифры номера покупателя»,— объяснили в Комтрансе.

Испытания приложения в Петербурге начали с 12 трамваев, оборудованных специальными Bluetooth-метками. Если система в ближайшие два месяца будет работать без ошибок, то проект расширят на все городские трамваи, которых, по подсчетам «Горэлектротранса», сейчас 776. Предварительно, директор предприятия Денис Минкин оценил затраты на этот проект в 20 млн рублей. «Сейчас мы на завершающей стадии. Думаю, что к концу года будет принято решение, когда и на каких видах транспорта мы перейдем к полномасштабному внедрению»,— добавил глава комитета по транспорту Валентин Енокаев.

Опрошенные «Ъ-СПб» эксперты считают, что испытания системы в городе пройдут удачно, так как приложение уже успешно протестировано в других городах. К тому же технических проблем с определением геопозиции в Петербурге не наблюдается.

Транспортный аналитик Владислав Булгаков заметил, что оснащение трамваев еще одним бесконтактным способом оплаты соответствует текущим трендам рынка на интеграцию бесконтактной оплаты. Ранее в городе ввели возможность расплатиться лицом через Face Pay в метро и QR-кодом на троллейбусных маршрутах.

Стефания Барченкова

Вся лента