Капитал на слух

Форум ВТБ «Россия зовет!» обсудит теорию и практику среднесрочного будущего для инвесторов

Пятнадцатый инвестиционный форум ВТБ «Россия зовет!» 4–5 декабря в очередной раз совпал со всплеском практического интереса инвесторов к вопросам, которые в любое другое время считаются ими отвлеченными и абстрактными. Обсуждение будущего национального капитала, макросреды, перспектив развития фондового рынка в конце 2024 года вряд ли кто-то посчитает непрактичным: отвлекаться от него — значит пропустить соображения о том, где, в каких секторах и в ходе каких процессов в ближайшие годы будут формироваться новые реалии предпринимательства.

Аудитория крупных федеральных экономических форумов в последние годы привыкла относиться к дискуссиям на текущие макроэкономические темы, к обсуждениям изменений в характере межстрановой кооперации, к разговорам о долгосрочных сценариях развития национального финансового и фондового рынка с некоторой вынужденной расслабленностью и скорее интеллектуальной заинтересованностью, чем с интересом чисто делового плана. Знать, что происходит,— полезно. Однако против практического применения этого знания слишком многое. Горизонты планирования инвестиций, идет ли речь о крупных индустриальных проектах или о частных деньгах, после 2020 года — исчезающе малая величина: при таком количестве перемен, с которыми сталкивались рынки раз в квартал, даже корректно учесть все вводные,— задача почти непосильная. Проще или ничего не менять в уже реализуемых инвестиционных планах, или же действовать исключительно по ситуации.

Экономическое планирование, ориентированное всегда на среднесрочный период, в такой обстановке не слишком рационально, поэтому можно было слушать выступающих на сессии форума, легко отвлекаясь и возвращаясь. Да, это все про нас всех, но, конечно, не про меня конкретно. И все это работает до тех пор, пока не настает момент, в котором отчетливо тревожные сценарии пересекаются с отчетливо перспективными в той самой среднесрочной перспективе. Конец осени и начало зимы — традиционное время для сессий форума ВТБ — в российских реалиях на удивление часто совпадают с такими моментами. И здесь уже надо слушать внимательно и задавать вопросы, понимая, что ответ принесет практическую пользу не абстрактным «всем нам», а именно тебе.

Конец осени 2024 года — отличное подтверждение этой закономерности. Экономика России вновь в ситуации, которую очень легко определить как тревожную. Дело даже не в традиционном курсе рубля к доллару — довольно очевидно, что ноябрьское ослабление национальной валюты является не результатом фундаментальных изменений условий внешней торговли, а краткосрочным эффектом быстрого перестраивания схем внешнеторговых расчетов под давлением новых санкций США, а скорее в осознании того, что стратегическая стабильность экономики страны вполне может сопровождаться сильной и даже пугающей волатильностью. В этой волатильности можно потерять, но на самом деле вопрос не в этом: за волатильностью можно многое пропустить. Рубль дешевеет на фоне очень высоких по российским меркам инвестиций, достаточно сбалансированного бюджета и по-прежнему неплохой экспортной конъюнктуры, весьма высокого в текущей обстановке импорта и стремительно развивающихся после ухода западных компаний из России внутренних рынков. Добавьте к этому массовый новый интерес российского среднего класса к управлению собственными накоплениями (многолетнее продвижение идеи финансовой грамотности работает) и предпринимательству, добавьте сюда высокий уровень реальных ставок по кредитам, проблемы на рынке жилой недвижимости, почти нулевую безработицу и дефицит кадров — и картина будет достаточно полной. Достаточной для того, чтобы никому не приходило в голову назвать ее «хорошей» или «плохой». Именно в таких ситуациях бизнес, в общем, и зарабатывает среднесрочно больше всего, если это бизнес, а не досужие разговоры о предпринимательстве.

«Сегодня мы живем в условиях жесткой денежно-кредитной политики, и перед нами стоит задача помочь российскому бизнесу преодолеть временные трудности и найти возможности по его поддержке со стороны государства и банковской системы» — так описывает повестку первого дня форума заместитель президента—председателя правления банка ВТБ Дмитрий Пьянов. И уточняет: «Является ли соразмерной цена за сжатие спроса и инфляции? Действительно ли дорогой труд — это навсегда? Что нам всем нужно сделать на пути к резкому росту капитализации фондового рынка?» Это лишь немногие вопросы, требующие, по нашему мнению, общественной дискуссии, в том числе на полях форума «Россия зовет!». В декабре 2024 года эти вопросы, которые на панельной сессии форума будут при модерировании господина Пьянова комментировать и обсуждать министр финансов РФ Антон Силуанов, председатель Банка России Эльвира Набиуллина, министр экономического развития РФ Максим Решетников, заместитель руководителя администрации президента России Максим Орешкин, даже слишком легко приложить к конкретному бизнесу.

Год инфляции на уровне 8–9% — это только год, не более того. Но два, а то и три года? И при отчетливом дефиците массовых трудовых ресурсов? В дискуссии в этот день примет участие гендиректор техногиганта «ИКС Холдинг». И на деле никто не ждет от него простых соображений о том, что высокая инфляция и дорогой труд в 2025 году — это точно катастрофа или точно клондайк. Все сложнее. Это не катастрофа и не золотое дно, это возможности при высоких рисках. Можно потерять. Но гораздо хуже — не заработать: возможности, открывающиеся нынешним сочетанием проблем и экономическим ростом, слишком очевидны. Порождающий инфляционное давление «перегрев» — лишь метафора, отражающая в том числе ажиотажный интерес к занятию новых мест в будущей экономике РФ в среднесрочной перспективе. В этом можно не участвовать, и тебе за это ничего не будет. Буквально ничего не будет. Будет у тех, кто сориентировался и понимает, что именно говорят все эти люди из ЦБ, Минфина, президентской администрации, Минэкономики.

Кстати, и они не знают всех ответов на все вопросы. Например, на той же панельной сессии форума 4 декабря важно присутствие в числе дискутантов президента «Космос Груп» Анила К. Агарвала и председателя Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюня. Что в Индии и Китае думают о российских кредитных ставках, инфляции, реальной стоимости денег и труда, перегреве и конкуренции, источниках спроса и перспективе развития предложения на рынке? От нынешних крупнейших торговых партнеров России и об их взгляде на то, что в экономике России происходит, зависит очень многое. И их взгляд на эти вещи будет транслироваться в каждом контракте с китайским, турецким, индийским поставщиком оборудования и товаров, который будет заключаться десятками и сотнями тысяч российских предпринимателей.

И речь не только о торговле и импорте. В конце 2010-х экономика России стала значимо меньше зависеть от перетоков капитала и технологий из стран G7 в пользу инвестиций с внутреннего рынка. Индия, Китай, страны Латинской Америки никогда массово не выступали инвесторами в крупные проекты за пределами своих стран, если речь не идет о крупных инфраструктурных объектах. Однако в глобальной межстрановой кооперации они участвуют с 1960-х, и достаточно активно. Что нужно, чтобы использовать этот накопленный опыт в проектах, нужных экономике России: и на ее рынках, и на рынках партнеров? Это окно открывается в силу множества причин прямо сейчас. Было бы глупо не заглядывать в это окно.

Второй день форума «Россия зовет!» еще более практичен — на этот раз уже буквально. Он откроется презентацией инвестиционной стратегии «ВТБ Мои Инвестиции» на 2025 год с прогнозами по ключевым макропоказателям и тенденциям фондового рынка. Дальнейшие сессии будут посвящены тому же фондовому рынку, который, как предполагается, станет на ближайшие два-три года, то есть в той же среднесрочной перспективе, самым «горячим» для массового инвестора. Как будет наращиваться капитализация фондового рынка и какие сценарии возможны? Как выглядят рациональные стратегии для розничного инвестора в период высоких реальных ставок? Что привносят на этот рынок искусственный интеллект и цифровые активы? Их влияние на рыночные практики на фондовом рынке уже невозможно не замечать — это хиты следующих лет. Наконец, если мы говорим об осторожности, а пазл в нынешней экономике РФ просто взывает к крайней осторожности и трезвой оценке рисков, как имеет смысл формировать долгосрочные инвестиционные портфели? Ответы на эти вопросы одинаково интересны и представителям компаний-эмитентов, и регуляторам, и розничным инвесторам.

На все эти вопросы на форуме ВТБ можно действительно смотреть как на сугубо практические. Однако у них есть и стратегическое измерение, которое Дмитрий Пьянов формулирует так: «Какое будущее у национального капитала?» Ура-энтузиаст ответит,что «блестящее», не вдаваясь в подробности. Пессимист будет выбирать между «туманным» и «безвыходным», также не вдаваясь в подробности. Тот, кто будет вдаваться в подробности, имеет очень неплохие возможности: из сильно турбулентного роста большинство обычно выходит не только с потраченными нервами, но и с хорошей прибылью. Им будет что вспомнить через год, к следующему ноябрю.

0+

Вся лента