«Ставка делается на военные усилия»

Дмитрий Дризе — о новом витке эскалации в Сирии

Официальный Дамаск заявляет об отражении наступления боевиков на ряде стратегических направлений. Между тем оппозиция в Сирии публикует видео из занятого ими второго по величине города страны, Алеппо. Президент Башар Асад заявил, что способен отразить все атаки противников при помощи друзей, в первую очередь России и Ирана. В Москве ситуацию комментируют крайне скупо. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что обстановка в Сирии действительно очень сложная.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Второй по величине город Сирии, Алеппо, возможно, частично, но находится под контролем суннитских группировок — сил, враждебных правительству Башара Асада. Официальный Дамаск и средства массовой информации Российской Федерации сообщают, что боевикам дан серьезный отпор, многие из них ликвидированы. Однако на сегодняшний день переломить ситуацию в свою пользу, видимо, не получается.

Точно нельзя сказать, был ли Асад в Москве. Есть сообщения, что был, причем со всей своей семьей. В данный момент сирийский президент, похоже, все-таки находится дома, где делает заявления, в частности, о том, что его страна способна победить врагов. Немаловажно отметить, что с помощью друзей и союзников.

Напрашивается не очень оптимистичный вывод о том, что сирийцам самостоятельно с проблемой не справиться. Вроде бы из РФ, а также из Ирана начала поступать помощь. Российская авиация в небе работает. Но этого, судя по всему, недостаточно. Возникают естественные для таких случаев вопросы. Кто виноват? И что делать? Судя по всему, операция против сирийской армии явно готовилась заранее. Но никто на это должного внимания не обратил, хотя сигналы были. Все дружно расслабились.

Согласно заявлениям самой сирийской оппозиции, никто не ожидал, что все сложится так просто, практически без сопротивления противной стороны. В этой связи есть некоторые основания полагать, что найти решение дипломатическим путем представляется едва ли возможным, хотя бы потому, что речь идет о разных группировках, буквально опьяненных внезапным успехом, без какого-либо политического крыла. Да и зачем переговоры, если победа близка? Если и так все получается.

Турция заявила, мол, мы здесь решительно ни при чем. Хотя большую часть боевиков называют именно «протурецкими». Однако здесь важно понимать, что помогать, политически поддерживать и непосредственно руководить, а тем более приказывать — это не одно и то же.

В кабинетах принимаются одни решения, на земле — другие. Полевые командиры редко бывают до конца управляемыми. Хотя можно предположить, что Реджеп Тайип Эрдоган — главный выгодоприобретатель от всего происходящего. Анкара дает понять, мол, мы не против, пожалуйста, действуйте, помогайте Асаду, но без нас, у нас свои дела. Иран по традиции обвинил во всем американский империализм и мировой сионизм. Москва реагирует пока что скупо — удары наносятся, боевики ликвидируются.

Пока очень сложно сказать, чем все это закончится. Но если предположить, что режим Асада падет, Сирия рискует превратиться в новый очаг нестабильности, где все воюют друг с другом.

Главный вопрос при этом звучит так: кому все-таки наводить там порядок, если Асад не может, а Эрдоган не желает? Россия отвлечена на украинское направление, а Иран ослаблен санкциями и вполне может втянуться в большую войну с Западом и Израилем.

Неужели Америке придется в итоге вмешиваться? Сложно однозначно ответить. Хаос невыгоден никому. Нельзя исключать, что придется вернуться к условию 10-летней давности — уход Асада в обмен на национальное примирение, новые выборы плюс коалиционное правительство. Но пока ставка делается на военные усилия. Башар Асад далеко не идеален, но это светский и предсказуемый режим. Со многими поправками, конечно.

Что касается России, есть определенный риск относительно ее дальнейшего влияния на Ближнем Востоке. Кроме того, вновь и вновь приходиться повторять очевидные вещи. Все в этом мире между собой связано — где-то убудет, а где-то прибудет. В одном месте — победы, в другом — сложности. Конечно, очень хочется контролировать все и вся, во всех концах Земли, но, к великому сожалению, так не всегда получается. Впрочем, выводы делать рано. Ситуация находится в развитии.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Вся лента