Как бизнесу справляться с трудностями владения собственным автопарком
Новые реалии сегмента коммерческих перевозок
Предприниматели активно ищут способы решения проблем, связанных с удорожанием транспортных средств, а также дефицитом водителей.
Цена владения автопарком коммерческих автомобилей за последние два года существенно выросла. Связано это прежде всего с удорожанием транспорта. По данным Национального агентства промышленной информации, только за прошлый год цены на легкие коммерческие автомобили (LCV) в России увеличились на 14,6%: если в четвертом квартале 2022 года новые легкие коммерческие автомобили в среднем стоили 3,14 млн руб., то в четвертом квартале 2023 года цена выросла до 3,59 млн руб. А на подержанные LCV цена в прошлом году подскочила и вовсе на 49% по сравнению с 2022 годом — с 1,29 млн руб. до 1,92 млн руб. По итогам текущего же года взлет стоимости коммерческих автомобилей может составить дополнительные 30–40% к расценкам прошлого года.
Помимо самих автомобилей, повышаются цены и на их обслуживание. По данным Союза автосервисов, сейчас стоимость запчастей и технических работ ежегодно дорожает минимум на 10–20%. Расходы на корпоративный автопарк повышают и затраты на топливо: цена на дизель в России с января по ноябрь 2024 года увеличилась на 6%.
Наконец, еще одна острая проблема — нехватка водителей. По данным сайта поиска работы hh.ru, только в январе—августе текущего года спрос на водителей грузового транспорта вырос на 58% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а число вакансий в 2,3 раза превысило количество резюме. При этом уровень предлагаемых зарплат увеличился в полтора раза.
По словам участников рынка грузоперевозок, одним из путей решения проблем, связанных с владением автопарком, могут стать услуги предоставления коммерческих машин. ГК «Деловые Линии» отмечает, что сейчас спрос на подобные сервисы заметно растет. Он удобен для бизнеса: заказ автотранспорта с водителем доступен как посуточно, так и в почасовом формате. Автомобиль могут предоставить буквально на следующий день после заявки. При этом клиенту предлагается широкий спектр дополнительных услуг. Например, погрузо-разгрузочные работы, причем с учетом специфики планируемой перевозки. Для погрузки тяжелых изделий, например станков, банкоматов, арматуры, может быть предложен манипулятор или гидроборт (гидравлический механизм, установленный на задней части автомобиля, который позволяет поднимать и опускать тяжелые грузы).
В последнее время услуга предоставления коммерческих автомобилей становится особенно востребованной у компаний, связанных с торговлей (в том числе электронной), производственной деятельностью, строительством, медициной и фармацевтикой. «Такой сервис позволяет быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям бизнеса,— комментирует Сергей Чернов, генеральный директор транспортной компании "Скиф-Карго".— В этом случае не нужно инвестировать значительные суммы в покупку автомобилей, что, например, особенно важно для стартапов или малых предприятий с ограниченным бюджетом. Также арендодатели берут на себя ответственность за техническое обслуживание и ремонт автомобилей, это снижает нагрузку на бизнес. Еще можно выбирать автомобили в зависимости от специфики задачи».
Например, как отмечает пресс-служба ГК «Деловые Линии», есть возможность выбрать транспортные средства для перевозки грузов с определенным температурным режимом. Рефрижераторы могут поддерживать температуру в диапазоне от –20°C до +12°C. Также при необходимости возможны услуги экспедирования, когда водитель пересчитает грузоместа и проконтролирует их сохранность во время перевозки.
Клиенты, которые пользуются подобными сервисами, также выделяют основные преимущества для бизнеса. «Благодаря аутсорсингу наша компания может быстро адаптироваться к изменениям объемов перевозок, привлекая ресурсы только по необходимости, что особенно важно в условиях непостоянного спроса»,— рассказывает Дмитрий Темнов, руководитель отдела внутрироссийских перевозок логистической компании «Консолидатор-ДВ».
Генеральный директор логистического сервиса Deliver Даниил Рудаков отмечает, что заказ коммерческих автомобилей удобен, например, при транспортировке товаров со склада на склад в рамках доставки на маркетплейсы: «Используя таким образом автомобиль, грузовладелец может существенно сэкономить средства».
«Сегодня, учитывая высокую ставку ЦБ и, соответственно, лизинга, рынок аренды начинает активно развиваться,— продолжает Сергей Келих, специалист транспортной компании Sotrans.— Лизинговые компании выделяют определенные лимиты финансирования, в большинстве случаев они не превышают 100 млн руб. В этих условиях аренда позволяет компаниям расширять свой автопарк более быстрыми темпами, при этом не наращивая кредитную нагрузку. Данный инструмент позволит игрокам рынка — транспортным компаниям, складским операторам — увеличить выручку и прибыль за счет роста объемов грузоперевозок и хранения товаров без дополнительной кредитной нагрузки».
С учетом роста ключевой ставки, стоимости запчастей и ремонта автомобилей, а также повышения утилизационного сбора ситуация на рынке, скорее всего, пока не изменится. С увеличением цены каждого фактора владения собственным автопарком, влияющего на расходы бизнеса, предпринимателям придется искать варианты, чтобы оптимизировать траты и не уйти в минус. В свою очередь, транспортные компании будут и дальше развивать сервисы, связанные с предоставлением коммерческих автомобилей, так как в ближайшее время спрос на подобные решения только возрастет.