Охлаждение после перегрева

Итоги года в сегменте коммерческих автомобилей

Российский рынок грузовиков завершает текущий год в минусе. Впрочем, эти показатели стоит оценивать скорее позитивно, учитывая, что в прошлом году продажи грузовых машин в РФ вышли на исторический рекорд, а сейчас отрасль продолжает преодолевать ряд серьезных трудностей.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Финишную черту 2024 года российский рынок грузовых автомобилей (снаряженной массой свыше 3,5 тонны) предположительно пересечет с падением в 10–15% по сравнению с прошлым годом. Аналитическое агентство «Автостат» отмечает, что за десять месяцев текущего года в России владельцев нашли 103,4 тыс. грузовиков — это на 10,4% меньше, чем за аналогичный период 2023 года. Вероятно, завершающиеся два месяца года рынок пройдет примерно в таком же темпе и, таким образом, итог 2024 года составит 120–125 тыс. единиц, то есть на 10–15% ниже по сравнению с прошлым годом. Впрочем, хотя рынок грузовой техники формально и откатился назад, его результаты можно оценивать как успешные.

Дело в том, что показатели прошлого года установили чрезвычайно высокую планку: по итогам 2023 года продажи грузовых машин в РФ вышли на рекордные показатели со времен СССР, подскочив на 70% по сравнению с 2022 годом, до результата в 129 тыс. грузовиков. Так что даже с падением в одну десятую текущий год попадает в тройку лучших за последние полтора десятка лет (после рекордного 2023-го и результативного 2012 года).

Тяжелый груз

Спрос на коммерческие автомобили в России в завершающемся году поддерживает растущая потребность в автомобильных грузоперевозках. По предварительным данным Росстата, по итогам 2024 года объем грузовых перевозок автотранспортом увеличится в РФ примерно на 10% по сравнению с прошлым годом, приблизившись к отметке 400 млрд т•км, что станет рекордным показателем в истории страны. Растущую популярность услуг автомобильной логистики стимулирует, в частности, развитие торговли — особенно стремительно растет все, что связано с электронной коммерцией, обороты которой увеличиваются темпами на 30–40% в год. Помимо этого, развиваются отрасли, связанные с выпуском различной продукции внутри страны, такие как сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, строительных материалов, мебели и прочих товаров, которым также требуется перевозить все больше грузов автомобильным транспортом.

Впрочем, участники рынка коммерческих автомобилей указывают на несколько ключевых факторов, которые даже при благоприятной внешней конъюнктуре тормозят продажи коммерческого транспорта. Прежде всего в состояние шока всех сейчас повергает высокая ставка Центробанка, которая существенно увеличила стоимость кредитных ресурсов. «Основным фактором, повлиявшим на снижение продаж в 2024 году, стало повышение ключевой ставки ЦБ до 21%, что ограничило доступность кредитов и лизинговых программ на покупку техники. Хотя в то же время рынок грузовых автомобилей остается устойчивым в сравнении с 2022 годом и более ранними периодами»,— отмечает Санджар Ашуралиев, генеральный директор транспортной компании Delko.

«Ключевой причиной снижения покупательной активности в сегменте грузовой техники является высокая ключевая ставка, основная часть закупок техники осуществляется с использованием финансового лизинга, а текущие ставки на грузоперевозки не позволяют активно применять данный инструмент финансирования»,— соглашается Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России.

Дополнительным давлением на рынок грузовиков его участники называют продолжающийся рост утилизационного сбора, ослабление курса российской валюты, а также такие острые проблемы автотранспортной отрасли, как нехватка водителей. «Фактор падения спроса на грузовики в России — это отсутствие водителей. Хочется сказать "квалифицированных водителей", но, к сожалению, на текущий момент их настолько мало, у них такие высокие зарплатные ожидания и сроки закрытия вакансий настолько длительные, что выбирать приходится просто из водителей с необходимой категорией»,— разводит руками Денис Ермолин, региональный директор по продажам в УрФО компании Sinoway Group (официальный дилер грузовиков Shacman в РФ).

Топ-5 марок рынка новых грузовиков в России в 2024 году

N Марка Продажи в октябре 2024 года Изменение по сравнению с октябрем 2023 года Доля рынка
1 КамАЗ 2539 5% 19%
2 Sitrak 1960 –7% 15%
3 Shacman 1841 3% 14%
4 Dong Feng 1347 84% 10%
5 FAW 1100 –31% 8%

Источник: «Автостат».

Продавцы также отмечают, что в последние месяцы на вторичном рынке грузовиков в России появилось много свежих машин, что оказывает негативное влияние на спрос на новую технику. «Летом началось активное изъятие техники лизинговыми компаниями: крупные предприятия не справляются с платежами и сдают машины,— рассказывает Евгения Стрельцова, коммерческий директор компании BWG (официальный дистрибутор грузовиков Sinotruk).— На рынке сейчас появляется много машин с пробегом, возраст которых не превышает двух лет. Это также способствует падению продаж новых грузовиков: тягачей и среднетоннажных автомобилей».

Китайское доминирование

На рынке коммерческих автомобилей в уходящем году продолжалось укрепление позиций китайских производителей: по данным «Автостата», к середине года их доля на рынке грузовиков уже достигла 72%. Для сравнения: в середине прошлого года она составляла 65%, а в середине 2022 года — 46%. При этом в личном зачете с большим отрывом в продажах грузовиков продолжает лидировать ведущий российский производитель КамАЗ, который, по данным «Автостата», в октябре реализовал 2,53 тыс. машин (плюс 5% по сравнению с прошлым годом). Таким образом, нижнекамскому предприятию по состоянию на конец осени принадлежало 19% рынка. Второе место занимает китайский бренд Sitrak (1,96 тыс. авто, минус 7% и рыночная доля в 15%), на третьем — Shacman (1,84 тыс., плюс 3% и доля 14%). Впечатляет разгон идущей на четвертом месте марки Dongfeng, которая в октябре сумела нарастить продажи на целых 84%, достигнув показателя в 1,34 тыс. единиц и доли 10%. Замыкает пятерку лидеров бренд FAW, который по итогам октября продемонстрировал падение в 31%, до отметки 1,1 тыс. единиц (доля рынка 8%). «Продажи Dongfeng выросли на фоне того, что компания существенно расширила модельный ряд в России. Теперь, помимо тягачей, в нем есть самосвалы и среднетоннажная техника»,— комментирует Эрнест Плескачев, директор направления грузового автотранспорта FN Group (официальный дилер Dongfeng Trucks в РФ).

Впрочем, продавцы признают, что к концу года склады ряда дилеров оказались переполнены, из-за чего покупатели могут рассчитывать на скидки. «На данный момент у поставщиков имеется в наличии много техники, в том числе 2023 года выпуска, цены на которую падают. И сейчас это является драйвером продаж. При этом на рынке сказывается насыщение китайскими грузовиками, произошедшее в 2023 году. Многие компании, в том числе крупные перевозчики, за это время полностью обновили автопарки»,— констатирует Артур Солдаткин, исполнительный директор компании «Сторк» (официальный представитель марки Dayun в России).

Участники рынка говорят, в наступающем году продажи коммерческих автомобилей в России будут зависеть от макроэкономических факторов, а также от действия регулятора в отношении ключевой ставки рефинансирования. «Дальнейшее развитие рынка будет зависеть от политики Центробанка по изменению ключевой ставки и повышению утилизационного сбора. Эти обстоятельства будут оказывать давление на рынок,— прогнозирует Санджар Ашуралиев.— Также немаловажными факторами остаются санкции, ужесточение правил сертификации импортной техники, ограниченные возможности локального производства, предстоящая налоговая реформа».

Алексей Грамматчиков

Вся лента