Бизнес делает ставку на короткое плечо
Почему спрос на факторинг со стороны бизнеса растет при любой ключевой ставке
В течение трех первых кварталов 2024 года факторинговый сектор демонстрирует динамичное развитие как по объему предоставляемых услуг, так и по количеству активных участников. В текущей экономической ситуации, когда база процентной ставки находится на высоких уровнях, факторинговые операции выступают в качестве одного из самых выгодных способов для предприятий получить доступ к краткосрочному кредитованию.
К концу третьего квартала 2024 года объем рыночного портфеля факторинга достиг отметки в 2,73 трлн руб., что свидетельствует о годовом приросте в 53% и одноквартальном увеличении на 17%. Эти данные были опубликованы Ассоциацией факторинговых компаний. В то же время число активных юридических лиц, использующих услуги факторинга, превысило 16,5 тыс., что на 24% больше, чем в предыдущем году. При этом за последний квартал численность клиентов увеличилась на 16%.
Динамичный рост факторингового рынка происходит на фоне увеличения числа клиентов, что выделяет его среди остальных финансовых рынков, где рост портфеля достигается за счет повышения процентных ставок и цен на продукцию, при этом количество сделок и клиентов уменьшается. Такая негативная динамика наблюдается уже не первый квартал и в кредитовании, как розничном, так и корпоративном, и в лизинге. В факторинговой сфере ключевыми факторами являются спрос и объем производства готовой продукции, а также темпы товарооборота. При коротком сроке оборачиваемости портфелей (до 70 дней в среднем по рынке) процентные ставки играют второстепенную роль, поскольку бизнес принимает решение по принципу «деньги сегодня стоят меньше, чем деньги завтра».
Но несмотря на положительную динамику рынка, факторинговые компании неизбежно находятся под влиянием жесткой регуляторной политики и общей экономической волатильности. Игроки отрасли также сталкиваются с ростом стоимости фондирования и ростом рисков, связанных с кредитным качеством клиентов. На этом фоне факторинговые компании осторожнее относятся к выводу на рынок новых продуктов, наращиванию работы с новыми клиентскими сегментами (например, с селлерами) и оптимизируют работу с малыми и средними предприятиями с точки зрения полноты скоринга.