«Турция явно претендует на лидерство»
Дмитрий Дризе — о путях выхода из сирийского кризиса
Президент России Владимир Путин и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган впервые с начала нового сирийского кризиса провели телефонный разговор. На этом фоне официальный Дамаск сообщает о тяжелых боях с наступающими боевиками суннитских группировок. В зону противостояния направляются дополнительные резервы правительственных войск. Между тем в Дамаске признают, что ситуация остается сложной. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе не исключает, что достигнутые ранее по Сирии договоренности придется пересматривать.
Президенты России и Турции поговорили по телефону по прошествии по меньшей мере нескольких суток с начала обострения в Сирийской Арабской Республике. Тогда как разговор с президентом Ирана состоялся прямо по горячим следам. Расшифровать сухой язык протокола — задача не из легких. Однако кое-что все-таки обратило на себя внимание.
В частности, заметно различие в трактовках. Анкара заявляет, что делает все возможное для стабилизации обстановки в Сирии. В сообщении Кремля упор сделан на торгово-экономическое сотрудничество двух стран. Также отмечено ключевое значение плотной координации России, Турции и Ирана в деле нормализации обстановки в Сирии.
Есть некоторые основания полагать, что у заинтересованных сторон на сегодня нет четкого понимания, что делать дальше. А главное, кому этим заниматься. Всем вместе это делать достаточно сложно. При условии, что Башар Асад недвусмысленно намекает, что один не справится. Есть такое мнение, что Дамаску ничего не угрожает, но с некой частью территории придется, видно, проститься.
При том что Америка, Израиль, а также ближневосточные монархии явно не горят желанием вмешиваться. Правда, в Иерусалиме подчеркивают, что присутствие Ирана и его прокси в этой стране совсем нежелательно. СМИ сообщают, что якобы Запад и его ближневосточные союзники предлагают Асаду отказаться от дружбы с Тегераном в обмен на частичное снятие санкций. Читай — спасение.
В итоге придется, видимо, пересматривать все прошлые договоренности по Сирии и по-новому делить сферы влияния. Если не удастся, конечно, оперативно разгромить всех боевиков. Говорить так не совсем корректно, но что делать, приходится называть вещи своими именами. Соответственно, нельзя исключать, что кто-то из главных участников сирийского процесса выиграет, ну а кому-то придется и уступить ради стабильности.
Реджеп Тайип Эрдоган ранее неоднократно указывал — существующий расклад сил в Сирии его не устраивает. Сейчас он говорит по телефону Путину, что, мол, делает все для стабилизации обстановки — и о гражданских заботится, и с курдскими экстремистами борется. Никак без него не справиться. Явно на лидерство претендует.
И может так статься, что придется принять его позицию во внимание. Если Иран туда войдет, ничем хорошим это не кончится. Россия занята Украиной. Не Америку же звать.
Непростой партнер Турция для России, но важный. Не время сейчас отношения с ней портить. Знает об этом Реджеп Тайип Эрдоган и выводы соответствующие делает.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".