«Пик ставок по вкладам наступит этой зимой»

Заместитель президента-председателя правления ВТБ Георгий Горшков — в интервью “Ъ FM”

Как развивается банковский бизнес в России? Об этом в рамках форума «Россия зовет!» экономический обозреватель “Ъ FM” Олег Богданов побеседовал с заместителем президента-председателя правления ВТБ Георгием Горшковым.

Фото: Пресс-служба ВТБ

— Как долго у нас продлится «кредитная зима», скажем так?

— С одной стороны, «кредитная зима» — огорчительная новость для тех, кто планировал что-то купить в кредит. С другой стороны, это позволяет нам больше сберечь. Мы прогнозируем сохранение высокой ключевой ставки на протяжении всего 2025 года, некоторое «потепление» произойдет в первой половине 2026 года.

Посмотрим, как будет складываться ситуация на рынке, но только в 2024 году мы увидели снижение объемов розничного кредитования на 18%. Причем в таком сегменте, как ипотека, снижение выглядит гораздо более радикальным — на 35%. Ставки на крупные и длинные по срокам кредиты всегда оказывают наибольшее влияние на спрос. В 2025 году мы ожидаем усиление эффекта торможения и прогнозируем, что розничное кредитование в силу целого ряда факторов — и ключевой ставки, и регулирования — снизится еще на 30% год к году, и новые выдачи уйдут ниже значения в 10 трлн руб. Такие значения мы видели до 2020 года, то есть мы вернемся на пять-шесть лет назад с точки зрения объемов розничного кредитования.

— При этом депозитный рынок бьет рекорды. За счет высоких ставок люди несут деньги на вклады. На ваш взгляд, какой будет динамика до конца текущего года и в следующем?

— Рынок вырастет на 26%, примерно до 56,4 трлн руб., которые хранятся в банках. При этом я хочу отметить, что «под подушкой» у граждан до сих пор хранится около 16 трлн руб., но и они потихонечку перетекают в банковские вклады, потому что мы все хотим зарабатывать на наших сбережениях. Когда деньги не работают, они не приносят нам никакой пользы и обесцениваются за счет инфляции.

Сейчас мы видим рекордно высокие ставки по депозитам, по накопительным счетам, они уже достигают 20-21%, а со специальными предложениями можно найти варианты и под 25-30%, особенно когда вклад совмещается с участием клиента в программе долгосрочных сбережений. В следующем году рынок продолжит расти высокими темпами, выходящими за рамки 20%. Мы прогнозируем прирост порядка 21%, практически на 12 трлн руб. год к году. Значительную часть этого прироста будут составлять те проценты, которые клиенты банков получат за то, что держат свои деньги постоянно в одних и тех же продуктах.

Пик ставок, как нам кажется, наступил сейчас и продлится еще в первом квартале 2025 года, может быть, и во втором. Поэтому я бы сейчас рекомендовал выбирать продукты на длинные сроки — на девять месяцев, на год.

— Отмена лимитов на переводы между своими счетами по системе быстрых платежей усилила переток средств между банками? Какова доля вечных «перебежчиков» из банка в банк и какой процент клиентов оседает в одном банке, если такая статистика есть вообще?

— Еще до вступления этой нормы в силу некоторые банки переживали, что их разденут догола. Мы с вами говорили о «кредитной зиме», а они ожидали «осень». На самом деле, перетоки есть, но они не такие критические для отдельных банков. Мы в ВТБ фиксируем ежемесячный приток денежных средств в нашу пользу, в районе 500 млрд руб., за год получается порядка 6 трлн руб. Конечно, внедрение переводов по СБП без комиссии до 30 млн руб. ежемесячно усилило активность вечных «перебежчиков», но их процент не очень большой — около 8% от общей клиентской базы. На мой взгляд, если разница в процентных ставках по депозиту или по накопительному счету не превышает 3-4%, не надо суетиться. А если предложение значительно лучше, если кто-то вам предложил ставку на 4-5% лучше, то, конечно, переводите денежные средства. Если вы получили какую-то выплату, годовой бонус, лучше разместить их под высокий процент.

— А какие у вас прогнозы по клиентской базе?

— По активной клиентской базе мы растем быстрее стратегии в 2024 году. Как вы знаете, у нас прошло объединение с «Открытием», и его клиенты переходят на обслуживание в ВТБ. Но без учета присоединений самостоятельный рост клиентской базы банка ВТБ за счет программы лояльности, маркетинга, выгодных депозитных предложений увеличился в два раза в 2024 году по сравнению с 2023-м. По итогам текущего года мы вырастем примерно на 6 млн клиентов — это рекордный показатель для ВТБ за все годы. И мы ожидаем сохранения такого темпа прироста в следующем году.

— ВТБ всегда позиционировался как банк для VIP-клиентов. При этом у вас есть такая опция, как «Семейный банк». Другие кредитные организации тоже развивают это направление, можно ли здесь говорить о какой-то конкуренции?

— Я считаю, что мы сделали реально выгодную связку для семьи. Идея создания «Семейного банка» не про то, что ВТБ начал больше обращать внимание на массовый сегмент, например, в ущерб VIP-клиентам. Нет, сегмент VIP-клиентов обслуживается в еще большем масштабе, чем ранее, и тоже показывает колоссальный рост. Но тем не менее мы дали клиентам возможность делиться выгодой со своими близкими — скидками, кешбэком, специальными предложениями по кредитам, депозитам. Мы ожидаем, что к началу 2025 года количество пользователей «Семейного банка» от ВТБ достигнет 2,6 млн, а участниками семейных групп будут становится около 30 тыс. пользователей ежедневно.

Вся лента