Правительство предложило запретить навязывать дополнительные услуги и страховку

Правительство подготовило поправки в законодательство, согласно которым для получения дополнительных товаров или услуг покупатель должен дать согласие в письменной форме. Если гражданина вынудили перечислить средства, он сможет потребовать от продавца вернуть их.

Премьер-министр Михаил Мишустин сообщил, что граждане продолжают жаловаться в Роспотребнадзор на нарушения своих прав. По его словам, согласие на заключение договора добровольного страхования добавляют при продаже билетов на самолет или поезд. Россияне также сталкиваются с этим при оплате услуг ЖКХ и покупке машины. Кроме того, иногда положенные по ОМС услуги пытаются оказывать платно, рассказал он.

Господин Мишустин отметил, что «тактика навязывания четко выстроена» и для этого хватает «одного клика в онлайн-документе», что ведет к увеличению расходов граждан. «Человек даже и не понимает это сразу, что автоматическая отметка согласия вынуждает его переплачивать. При попытке отклонить это предложение грозят отказом в заключении договора, не дают обещанную скидку, либо даже готовы взыскать с него убытки, либо какие-то неустойки, штрафы»,— заявил премьер-министр.

Мнение эксперта: будет ли эффективна инициатива?

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова рассказала «Ъ», что в своей практике систематически сталкивается с проблемой навязывания дополнительных услуг, в частности при кредитовании. «По нашей экспертной оценке примерно половина поступающих нам в отношении банков обращений потребителей финансовых услуг, касающихся вопроса возврата платы за дополнительные услуги, включает в себя жалобу на навязывание»,— отметила она.

При этом Закон о потребительском кредите содержит ряд норм, направленных на противодействие навязыванию дополнительных услуг при кредитах. Среди прочего, запрещается проставление за потребителя отметок о его согласии на предоставление доп. услуг в заявлении о предоставлении кредита, отметила госпожа Максимова. «Мне видится эффективной эта мера: по меньшей мере такое регулирование гарантирует восстановление прав потребителя, ведь несоблюдение банком имеющегося в законе прямого запрета невозможно истолковать иначе, как нарушение прав потребителя. Расширение сферы применения такого защитного механизма мы безусловно поддерживаем»,— прокомментировала она.

По итогам 2024 года чистая прибыль страховых компаний может обновить исторический рекорд, достигнув 340 млрд руб. Но по сравнению с предыдущим годом, когда она удвоилась, темпы ее роста существенно замедлятся. По данным Центробанка, рост прибыли в основном будет определяться страховой деятельностью.

Подробности — в материале «Ъ» «Откройте, полисия».

Лаура Кеффер, Юлия Пославская

Вся лента