Нет тела, но процесс идет

Завершились прения по делу об убийстве Вероники Архиповой, пропавшей 12 лет назад, но не признанной умершей

В петербургском горсуде завершились прения по громкому делу пропавшей 12 лет назад в Пушкине Вероники Архиповой. В начале 2023 года в убийстве обвинили ее родственника Петра Анфертьева и ветерана афганской войны Игоря Лопарева. Первый находится в статусе подсудимого, хотя его самого давно нет в живых. Второй же теперь — просто свидетель. Процесс проходил нервно: близкие девушки уверены в причастности не только обоих фигурантов, но и их адвокатов. Сторона защиты же считает, что у родственников имеется свой мотив, а такие подсудимые, с их слов, банально удобны следствию. Остроты добавляет и то, что Лопарев ранее утверждал, что оговорил себя после пыток электрическим током и прессинга в СИЗО, а сама Архипова по сей день так и не объявлена умершей.

26-летняя Вероника Архипова ушла вечером 17 апреля 2012 года

Фото: Вконтакте

В четверг, 5 декабря, стороны вновь встретились в горсуде в ходе прений. Прокурор настаивал, что Анфертьев 17 апреля 2012 года, имея заранее подготовленный план, схватил руками 26-летнюю Веронику Архипову, ударил ее о дверной косяк и добил киянкой, смерть наступила на месте. Показаниям Лопарева о том, что он убил девушку, а Анфертьев был его соучастником,— следствие не доверяет. «Он оговорил себя, потому что был уверен, что его все равно осудят»,— пояснил обвинитель. В качестве мотива преступления он назвал квартиру в Пушкине, которая досталась Архиповой по наследству,— из-за нее в семье был конфликт. Прокуратура в ходе прений попросила признать Петра Анфертьева в убийстве (ст. 105 УК РФ) и освободить от наказания в связи со смертью фигуранта.

Защита Анфертьева же ожидаемо настаивала на его невиновности. Более того, по словам адвокатов, тело Архиповой не нашли, точного места и времени преступления не установлено, документов девушки также не нашли. Также на ее имя были зарегистрированы юрлица, а ее профиль в соцсети «ВКонтакте» был онлайн спустя год после пропажи. Однако суд отказался изучать страницу в соцсети. О невиновности говорят и родственники Анфертьева.

В то же время близкие пропавшей Архиповой считают, что у Петра Анфертьева была полная заинтересованность, связанная с квартирой. Он проживал в ней вплоть до своего задержания. Они заметили, что на следующее утро после пропажи был сделан запрос о статусе завещания, которое писала Вероника Архипова.

Это завещание девушка, по словам ее близких, составила до развода с мужем-врачом. При этом, по утверждению сторон, считающих умершего Анфертьева невиновным, бывший муж девушки, возможно, имел криминальное прошлое, а она его боялась.

26-летняя Вероника Архипова ушла вечером 17 апреля 2012 года из своего дома в Пушкине, села в такси Игоря Лопарева, что тот не отрицает, поэтому он и оказался последним, кто видел ее живой. Родители девушки к тому уже моменту умерли. В квартире без присмотра осталась больная бабушка, за которой она присматривала. Спустя пару дней родные обратились в полицию. Было установлено, что последний раз на связь она выходила в тот день около 17:00. Была одета в короткий коричневый полушубок, черные сапоги на высокой платформе, возможно, черный берет, говорилось в ориентировке. Пропавшую искало и множество волонтеров. Обвиняемые появились у СКР только через 11 лет.

В феврале 2023 года в пресс-службе ГУ МВД по региону сообщили, что опергруппа по местам жительства задержала двоих мужчин, 1961 и 1967 годов рождения, «которые изобличены в совершении убийства с целью получения денежных средств пропавшей женщины». Оба в тот момент вменяемое отрицали. Сначала Лопарева и его соседа Дмитрия Пригородова отпустили без каких бы то ни было ограничений, а через полтора месяца уже одного Игоря Лопарева вновь задержали и поместили в СИЗО-6 в Горелово, где, как утверждают его адвокаты, он подвергался давлению сокамерников и оперативников, которые его при первом задержании пытали электрическим током — как и оставшийся на свободе Пригородов, по итогу указавший на соседа и сначала перешедший из подозреваемого в свидетели, а затем вообще исключенный следствием из дела.

Сам Игорь Лопарев вину после помещения в СИЗО признал, но заявил прокурору о даче показаний под пытками, принуждением к самооговору и даче показаний против Анфертьева. В январе 2024 года его преследование как обвиняемого соучастника группового убийства из корыстных побуждений было неожиданно для многих прекращено.

За год следствие зашло в тупик, говорят адвокаты, а труп, как и раньше за 11 лет, так и не нашли. Лопарева освободили из изолятора, а дело прокуратура отказалась передавать в суд, вернув на доследование.

В заключении у «таксиста-афганца», как утверждает защита, обострились неврологические и кардиологические заболевания, он резко стал терять слух и сейчас вынужден проходить лечение: мол, по этой причине, он не может давать сейчас показания как свидетель.

Обвинение с Лопарева в убийстве было снято, а дело выделено в отдельное производство. Игоря Лопарева в итоге освободили от уголовной ответственности по факту укрывательства преступления (ст. 316 УК РФ). Анфертьев остался единственным обвиняемым по ч. 2 ст. 105, но по пункту «з», то есть с особым умыслом, из корыстных побуждений. По мнению защиты, все это было сделано, чтобы последнего признали виновным: скандальное уголовное дело закрыли, либо же отправили на доследование, а потом «заволокитили» и со временем тихо убрали «под сукно».

Снять обвинения с Лопарева прокуратуре было необходимо, так как невиновный человек целый год провел в СИЗО, утверждает представляющий интересы фигуранта Динар Идрисов. «Пытки не расследовались! Его пытали довольно жестко: заковали в наручники за спиной, с мешком на голове и пропускали через пальцы ног электрический ток. У нас собран определенный объем доказательств. Есть явные доказательства того, что он выезжал из травмпункта без каких-либо повреждений, а приехал в ИВС с повреждениями, и все это зафиксировано документально»,— заявил господин Идрисов.

Правозащитник добавил, что недавно другое подразделение ГСУ СКР возобновило проверку по заявлениям Лопарева о его похищении 13 февраля 2023 года и пытках следующей ночью, отменив последнее «отказное».

Однако тут важно отметить еще один момент: по УПК РФ в случае если обвиняемого нет в живых, то в процессе могут участвовать его родственники. Мать Петра Анфертьева Наталья выступила против признания ее сына виновным. Согласно процессуальной логике, если Анфертьев будет оправдан, то, выходит, и обвинение Игоря Лопарева в укрывательстве преступления может быть пересмотрено. Хотя на это не сильно рассчитывают защитники Лопарева, отмечая уровень давления силовиков на него как на единственного свидетеля якобы состоявшегося убийства.

За пять месяцев до пропажи 26-летняя девушка оставила завещание, хотя каких-то серьезных проблем со здоровьем у нее не было. От родителей и бабушки ей достались три квартиры, общая стоимость которых составляет около 100 млн рублей. Все это она, утверждает сторона защиты, собиралась по завещанию передать не являющемуся ей родственником сыну Галины Быстровой и дяде — Александру Архипову, который ныне участвует в процессе как потерпевший. Версии такого поступка звучали разные, однако за все это время они так и остались лишь версиями, поэтому говорить о них не приходится. Можно только отметить, что потенциальных наследников подозрения в убийстве никак не коснулись. Все вышеупомянутое имущество в настоящий момент арестовано.

Близкие Вероники Архиповой в разговоре с «Ъ-СПб» однозначно высказались, что ее убили все трое изначально подозреваемых: «В суде оглашались оперативные данные. Эти скоты и убили девчонку, а тело сожгли. А все эти разговоры, что она была "черным риелтором",— чушь. Тут замешаны и ее адвокаты».

Примечательно и то, что недавно Пушкинский районный суд признал петербурженку безвестно отсутствующей, но не умершей. Защищающие Анфертьева и вовсе говорят: «Мы уверены, что она жива». Один из адвокатов также заявляет, что у них есть сведения, что Архипову «видели за границей».

На следующем заседании по делу ожидается приговор.

Андрей Кучеров, Полина Пучкова

Вся лента