«Этот рынок стал более открытым и доступным, чем когда-либо»
Дмитрий Буткевич — об интересе к сегменту «доступного искусства»
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о том, благодаря чему растет популярность торгов произведениями искусства в ценовом диапазоне менее $10 тыс.
Я продолжаю аналитический обзор рынка «$10 тыс. минус» — аукционных лотов стоимостью ниже этой границы, которые в западной терминологии звучат как «доступное искусство». В глобальном масштабе австрийский аукционный дом Dorotheum считается ведущим поставщиком произведений с оценкой ниже $10 тыс. Так, в первой половине 2024 года было продано почти 9 тыс. лотов в этой категории. Заметные продажи включали гравюры и таких мастеров, как Альбрехт Дюрер и Рембрандт ван Рейн, а также доступные работы венских акционистов, таких как Герман Нич и Арнульф Райнер.
Другими крупными игроками этого сегмента являются австралийская компания Lawsons, итальянская Borromeo Studio D'Arte, а также британский Bonhams, который укрепил свое присутствие на рынке благодаря недавним приобретениям аукционных операторов в США и Европе. Он имеет лучший оборот в категории произведений стоимостью менее $10 тыс. С $12,8 млн, полученными в первой половине за 4,4 тыс. проданных лотов, Bonhams теперь является ведущим мировым аукционным домом в этом ценовом диапазоне.
Рынок произведений искусства этой категории еще никогда не был таким динамичным. Впечатляющий рост продаж, вызванный ростом числа онлайн-аукционов, показывает, в какой степени искусство теперь может стать частью повседневной жизни многих коллекционеров, не привлекая колоссальных сумм. Бюджет в $10 тыс. позволяет вам держать позиции в подавляющем большинстве мировых аукционов, которые предлагают множество интересных сокровищ. В первой половине 2024-го тот факт, что 91% всех произведений искусства перешли из рук в руки менее чем за $10 тыс., доказывает, что этот рынок стал более открытым и доступным, чем когда-либо.
Можно спорить о том, является ли рубеж — в отечественном изводе — в «1 млн руб. минус» корректным для признания произведения искусства «легкодоступным» для приобретения. Однако попробуем поверить опыту западных аналитиков арт-рынка и признать их позицию.