«Купцы устраивали настоящие бега на скорость на льду Пресненских прудов»

Петр Воронков — о любви москвичей к конькам

Обозреватель “Ъ FM” Петр Воронков рассказывает о традиции посещения катков.

Фото: Автор неизвестен

Сегодня вновь перемещаемся в прошлое и делаем это исключительно на коньках. Катание на них, особенно перед Новым годом,— одно из любимых развлечений москвичей с давнишних времен. Причем те, кто думает, что коньки в Россию завез Петр I из Голландии, глубоко ошибаются. Вот что писал граф Говард Чарльз Карлайл, который был в Москве лет за 40 до поездки Петра в Европу: «Московиты, как и голландцы, имеют коньки, которые употребляются зимой, когда воды покрыты льдом». Петр же придумал привинчивать лезвия прямо к ботинкам. Еще заслуга его в самом названии: завод, который по приказу Петра I стал выпускать доступный инвентарь, на лезвие ставил клеймо в виде головы коня, вот и получились «коньки».

И главное, император наш показал всему дворянскому сословию, что на коньках не зазорно кататься даже царю. До этого забава считалась простонародной. Кстати, тот же Карлайл был уверен, что именно конькам «московиты обязаны своим крепким сложением, хорошей осанкой и гибкими ногами». Наш знаменитый полководец Александр Суворов в своем имении зимой каждый день ходил на пруд и два часа катался на железных полозках — для здоровья.

В Москве катков было множество. Артистическая богема нарезала круги на Чистопрудном бульваре: на коньках были замечены Антон Чехов, Александр Куприн, Иван Бунин, Владимир Набоков и Борис Пастернак. Здесь же проводили тренировки мастера высшего патинажа, так называли фигуристов. Лучшим был москвич Александр Постников, каждые выходные на Чистых прудах он срывал оглушительные аплодисменты. Купцы устраивали настоящие бега на скорость на Пресненских прудах в Московском зоологическом саду (нынешнем зоопарке). Победители получали солидные денежные призы. На лед Патриарших прудов приходил писатель Алексей Толстой со своими дочерьми. Есть свидетельства, что здесь же к Марине Цветаевой в прямом смысле подкатил ее будущий муж Сергей Эфрон. На многих катках работали буфеты, до темноты играл духовой оркестр, а ночью зажигались разноцветные фонарики.

Вся лента