«Традиционная энергетика является основой мирового энергобаланса»

Доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов — в программе «Деньги и биржи»

Главной темой Веронского евразийской экономического форума, который проходил 5-6 декабря в Рас-эль-Хайме, стала новая архитектура сотрудничества для современной экономики. Какие тренды на энергетическом и финансовом рынках можно выделить по итогам мероприятия? И на какие заявления участников форума стоит обратить внимание? Об этом экономический обозреватель “Ъ FM” Константин Максимов побеседовал с доцентом Финансового университета при правительстве РФ Валерием Андриановым.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

— Какие у вас остались общие впечатления от форума, какого его значение? Насколько я понимаю, это уже XVII форум.

— Все верно. Со времени проведения первого форума площадка, на которой он проходит, изменилась, но не изменилось само содержание форума. Его цель — во-первых, обозначить проблемы, которые волнуют евразийские страны в частности и все страны мира в целом; во-вторых, выработать какие-то решения, пути взаимодействия, которые могли бы соединить эти страны и способствовать их экономическому развитию.

В числе наиболее важных можно отметить тему энергоперехода, она как раз очень активно затрагивалась в ряде выступлений и прежде всего в докладе Игоря Сечина. Действительно, сегодня коллективный Запад предлагает повестку энергоперехода, который предполагает очень быстрое, неадекватно быстрое переключение на альтернативные источники энергии. При этом это подается под соусом глобального потепления, которое вызвано исключительно антропогенным фактором. На форуме привели целый ряд аргументов о том, что такое потепление отнюдь не вызвано антропогенными факторами, и ни в коем случае нельзя назначать в качестве виновных энергетику. Сегодня именно традиционная энергетика, то есть нефть и газ, является основой мирового энергобаланса. И если мир задумается о том, чтобы отказаться от этих источников, то он очень быстро окажется в экономической ловушке. Перспектива развития возобновляемых источников энергии очень сомнительная. Мы видим, что там крайне низкая динамика, и, более того, в последнее время активно сокращаются инвестиции в возобновляемую энергетику, в то время как в традиционную энергетику они вновь начали расти.

Еще одна очень важная тема— стагнация, которая сейчас наблюдается в западном мире, в частности, это выражается в падении доверия к доллару. США сегодня потеряли свои позиции глобального технологического лидера, постепенно утрачивают позицию экономического лидера, но при этом продолжают навязывать миру свою валюту. И сегодня одна из главных задач стран Глобального Юга — выработка новых механизмов оплаты, новой системы расчетов, в том числе за энергоресурсы. И на форуме были предложены вполне конкретные идеи, одна из них — частичный переход на золото при оплате.

— А цифровые финансовые активы не рассматриваются в качестве возможной альтернативы?

— Цифровые расчеты — это дело уже сегодняшнего дня. Сейчас и в России часть расчетов переводится в криптовалюту. Поэтому можно использовать широкий набор инструментов — и криптовалюты, и валюты других стран, те же юани, и золото. Но самое важное — отказаться от той гегемонии, которую сегодня нам навязывает доллар и которая приводит не только к финансовой, но и к энергетической зависимости многих стран от США. Конечно, от этого надо избавляться.

— Я знаю, что звучали еще оценки «удобных» уровней цен на нефть в обозримом будущем. Многие гадают, сколько будут стоить баррель Brent и Urals.

— Да, вопросы нефтяных цен стоят очень остро. Кстати, со временем проведения форума совпало и другое событие — очередной саммит ОПЕК+, в ходе которого было решено пока что не возвращаться к восстановлению добычи. Можно сказать, что как раз ОПЕК+ в последние годы поддерживала цены, и именно ее действия отчасти подхлестнули сланцевую революцию в США. Америка в определенной мере являлась бенефициаром решений, которые принимались в рамках ОПЕК+. Сегодня мы видим, что цены на нефть практически не среагировали на решение ОПЕК+, поэтому, конечно, ценовая ситуация, она далека от идеала. Но вместе с тем есть надежда на то, что в ближайшие годы цены на нефть все-таки останутся на стабильно высоком уровне. Почему? Потому что растет потребление, например, со стороны того же самого Китая и Индии. Он в целом буде расти и со стороны западного мира, где в быту используется все больше приборов, которые требуют электроэнергии. А она тоже вырабатывается пока что в основном за счет ископаемых источников энергии. И все это также будет поддерживать цены.

— Я обратил внимание в заявлениях господина Сечина на то что мир подходит чуть ли не к новой угольной эре. Казалось бы, уголь ушел в прошлое, но теперь он является одной из основных идей для соблюдения энергобаланса.

— Можно сказать, что сегодня человечество использует больше угля, чем на пике угольной эры. Несмотря на то, что появились другие основные источники энергии, нефть, газ, сейчас альтернатива развивается, все равно потребление угля находится на историческом пике. При этом тот же Китай демонстрирует очень взвешенный подход. С одной стороны, он является глобальным лидером по развитию солнечной и ветровой энергетики, а, с другой стороны, вводит в эксплуатацию новые угольные станции. Но я не думаю, что мы вернемся к эре угля. Просто данные факты свидетельствуют о том, что нельзя априори отказываться от какого-то источника энергии, обвиняя его огульно в том, что он является врагом природы. Любые источники можно использовать по-разному. Можно использовать технологии, которые минимизируют негативные воздействия, и это в полной мере касается и угля.

Вся лента