«Танцевали, гадали, все были оживлены…»
Как нижегородцы отмечали Новый год на рубеже XIX–XX веков
Сегодня Новый год считается одним из главных зимних торжеств. В этот день можно навестить близких, загадать желание или отправиться на прогулку со старыми друзьями. А как нижегородцы отмечали праздник более ста лет назад? Что дарили и ставили на стол? О традициях и истории новогодних гуляний «Стилю» рассказала профессиональный экскурсовод, член Нижегородской гильдии экскурсоводов и гид «Заповедных кварталов» Татьяна Нечаева.
Главным зимним праздником в XIX–XX веках до советского времени было Рождество. По старому стилю его отмечали 25 декабря. 1 января праздновали День Василия Великого и Новый год, а 6 января — Крещение. Пока не произошел переход на новый стиль календаря, эти даты составляли единый цикл — Святки. Две недели гуляний со своими правилами и этапами праздника.
Рождество — это семейный праздник. В этот день жители шли в церковь, радовались, что родился Спаситель, возвращались домой и зажигали огни на елке, дети искали под ней подарки.
Никаких гостей на само Рождество чаще всего не было. В семье людей воцерковленных первый вечерний стол не был изобильным, потому что это был выход из поста. А вот со следующего дня начинались семейные обеды, где подавали и мясо, и рыбу, и икру, и пироги, и вина, и водку.
Ходить в гости и поздравлять друг друга начинали в первый день Рождества. Устраивались короткие визиты — приемы в формате «поздравили, выпили, закусили, поехали дальше». Маршруты выстраивали не по удобству посещения, а по значимости этих людей для семьи.
Если хотите представить, как выглядели визиты, почитайте «Новогодние великомученики» А. П. Чехова. Это очень веселый и ироничный рассказ о том, как отбывающие «праздничную повинность» люди попадали в больницу из-за обжорства.
Понятно, что соблюдение церемонии визитов требовало немало времени и средств, но нарушить ее никто не решался. И появилась традиция, когда в зале городской думы собирались руководители думы и городской управы и горожане и фуршетно, под играющий оркестр одновременно поздравляли друг друга с праздником — так всем было удобнее.
Елку дома ставили на Рождество и убирали после встречи Нового года, она ни у кого не стояла до самого Крещения. Праздничное дерево украшали конфетами, орехами, пряниками, мандаринами, которые тогда были недешевы и считались особой гордостью, крымскими красными яблоками. А затем на детский праздник елку «разоряли» и все с нее раздаривали ребятам.
Стеклянные игрушки появились позже и стоили очень дорого. Елку украшали и картонными игрушками: было такое понятие «дрезденский картонаж» — это рельефные серебристые и золотистые картонки, которые были очень популярны и позже, в советское время. Часто дети сами делали елочные игрушки, вырезали и клеили бумажные бусы и фонарики.
Подарки под елку клали, но при этом никогда не пытались убедить детей, что их принес неведомый Дед Мороз: до XX века его как персонажа просто не существовало.
Все дети прекрасно знали, что подарки готовили родители. Ребенок мог получить на Рождество игрушку, книжку, красивую расческу, шкатулку и другие приятные мелочи. Традиция дарить подарки именно на Новый год появится позже.
Очень популярным в то время был обмен открытками, причем с любыми изображениями, не обязательно новогодними. Это могли быть виды города, букеты, пейзажи. Открытки посылали друзьям и родственникам по почте, соседи ими не обменивались.
Новый год — это прежде всего веселье, праздник взрослых и молодежи. Тогда была мода на домашние маскарады. Это игра, особенность торжества. Нижегородцы наряжались и к полуночи шли в гости, где было застолье, танцы и игры. Карнавальные костюмы очень часто брали напрокат, достать их можно было в парикмахерских. На самом маскараде человек оставался в маске, пока его не узнают. Было большим разочарованием, если гости догадывались слишком быстро.
О праздновании Нового года в своих дневниках рассказывала Анна Аллендорф, дочь статского советника из Нижнего Новгорода, воспитанница нижегородского Мариинского института благородных девиц. 31 декабря 1909 года она пишет: «Весь день хлопотали из-за костюмов. Утром я была у Карповых, достала костюмы рыбачки и испанки. Однако мне хотелось нарядиться в боярский костюм, и мы два раза ходили к парикмахеру, отдающему костюмы напрокат. Пришла Зина в матросском костюме, Вера в испанском, Эря с Васей в домино. В одиннадцать с половиной мы отправились к Муфтиевым. Там нас сейчас же приняли, но, к сожалению, очень быстро узнали, так что мы очень скоро сняли маски. Было очень весело: мы танцевали, гадали и все были оживлены. <…> Только в пятом часу мы ушли домой».
Маскарады проходили и на городских площадках. Например, в Общественном собрании (ныне — Театр кукол), Коммерческом клубе (сейчас — Театр комедии) и судоходном клубе на Рождественской улице устраивали конкурсы костюмов, отчеты о таких мероприятиях публиковали в газетах.
Новый год нижегородцы отмечали и в ресторанах. Приглашения встретить праздник заведения размещали в газетах. Так, например, ресторан «Бристоль» предлагал на Новый год ужин из четырех блюд с шампанским по цене 2 рубля за бутылку. В меню был борщек с шаблями, нельма паровая, рябчики, каплуны, каймак. Ресторан «Триполи» на Нижнем базаре предлагал водку и шампанское, ужин из четырех блюд: консоме «Моцарт» и пирожки, лососину с соусом де-кревиз, жаркое из фазанов и рябчиков, парфе абрикотин. Ужины сопровождались выступлениями дамских оркестров.
Город на Святки специально не украшали. На площадях елки не ставили, зато их можно было увидеть на катках, например на Черном пруду. Там играл оркестр, устраивался фейерверк, нижегородцы катались на коньках. Вход на такой каток, конечно же, был платным. Причем стоимость билета зависела от того, пришли вы в парк покататься или просто погулять.
Самая парадная улица Большая Покровская всегда была местом, где хотелось красиво прокатиться на санях, на тройках. Но она достаточно узкая, поэтому такие катания были на льду Волги, где широко и просторно.
На Крещение, на третьем этапе праздничного цикла, гуляния проходили на Сафроновской площади — теперь это площадь Маркина. На крещенском рынке продавали детские игрушки, сладости, пряники, коврижки, щепной товар — мелкие изделия из дерева. У Блиновского садика устраивали смотр невест, или крещенские гляжения, чтобы потом заслать сватов и к весне сыграть свадьбу. Но это уже совсем не дворянская, а мещанская, купеческая, крестьянская история.
В нашем городе есть место, где можно увидеть жизнь, какой она была сто и больше лет назад. Это «Заповедные кварталы», тот сохранившийся кусочек города, где легко окунуться в старое празднование святок и увидеть ту дореволюционную елку, например в доме Гусева, он открыт для всех (Славянская, 4). А у дома, где жил в 1900-1901 годах Максим Горький (Короленко, 11), можно вспомнить о «Горьковских елках», которые организовывал Горький для детей из бедных семей, живущих на окраине. Это самое легендарное новогоднее событие Нижнего Новгорода. Квартира писателя на весь декабрь становилась штабом по подготовке праздника. Там шили одежду, которую затем дарили детям вместе со сладостями. Все, кто хотели помочь, привозили в квартиру писателя ткани, вещи, конфеты и другие подарки, собирали денежные пожертвования.
Детские благотворительные елки в городе организовывали и раньше, однако Горький глобально поменял масштаб происходящего. Первая «Горьковская елка» прошла 4 января 1900 года в думе Нижнего Новгорода. Приглашение на мероприятие получили 500 детей от шести до двенадцати лет. С годами количество участников только увеличилось: вторая елка собрала 1200 детей, третья — 2000.
Праздник для такого количества бедных людей до него не проводил никто и никогда, поэтому это уникальное событие в масштабах страны. И даже когда писатель уехал из Нижнего Новгорода в Москву, «Горьковские елки» не исчезли, а продолжались уже без него.