Небабушкин аксессуар

Броши российских ювелиров

В ювелирную моду, и мировую, и отечественную, триумфально вернулась брошь. В последние годы вышло несколько книг, посвященных истории брошей, и состоялись тематические ювелирные выставки, в том числе в России. Cюжеты и стили в этом жанре бесконечно разнообразны: от природных мотивов до мифологических существ, от барочных орнаментов до строгой геометрии. Счет брошей из последних коллекций российских ювелиров идет на десятки. Из чего можно выбрать собственное ювелирное высказывание, выясняла Александра Горячева.

Броши «Кинза», «Листик», «Фасоль», «Лук», Markin Fine Jewellery, титан, золото, демантоиды и яшма

Фото: Markin Fine Jewellery

История этого украшения началась в бронзовом веке с незамысловатой застежки для одежды, обогащалась материалами, формами и эстетикой каждую новую эпоху, но едва не закончилась в начале 2000х, когда поколение Z низвергало идеалы прошлого. Самыми известными последовательными поклонниками броши оставались королева Великобритании Елизавета II c ее драгоценностями с сентиментальным смыслом, экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт c ее бижутерными брошами с политическими намеками да модельер Карл Лагерфельд, который носил на шейных платках, галстуках и лацканах пиджаков булавки и броши эпохи ар-деко.

Брошь «Лебедь», Cluev, белое и черненое золото, бриллианты

Фото: Cluev

Но вот в первом десятилетии XXI века мир увидел смелые, экстравагантные творения двух главных новаторов: парижского ювелира Жоэля-Артура Розенталя и его марки JAR и гонконгского ювелира Уоллеса Чана с его маркой Wallace Chan Beyond Jewelry. Эти разные по стилю украшения, или скорее арт-объекты, из титана, алюминия, поделочных и драгоценных материалов дали мощный импульс развитию ювелирного искусства XXI века. И в числе прочего вернули на пьедестал брошь. Вслед за независимыми новаторами и большие ювелирные дома Cartier, Tiffany, Van Cleef & Arpels, Bvlgari и Piaget стали интерпретировать знаковые броши из cвоих архивов — cегодня без них не обходится ни одна коллекция high jewellery. И если еще пару десятилетий назад это украшение носили дамы, приверженные элегантному, консервативному стилю, то сегодня на аксессуар, который недавно воспринимался как винтажный и даже старомодный, положили глаз и модницы, и уверенные в себе мужчины. А стилисты знаменитостей щедро обвешивают своих подопечных брошами самых разных форм, сюжетов и размеров, предлагая прикалывать их не только к лацканам смокинга или на платья, но и на воротники пальто, шляпы, пояса и сумки.

Брошь из коллекции «На свет из темноты», Ilgiz F., белое черненое золото, обсидиан, стекло, сапфиры

Фото: Ilgiz F

Отечественные ювелиры — как независимые мастера, так и крупные бренды — не просто идут в ногу с мировой модой на броши, но, пожалуй, опережают ее. «В это украшение можно вложить информации больше, чем в любой другой ювелирный предмет. Брошь — это высказывание и манифест»,— уверен художник-ювелир Ильгиз Фазулзянов, который за три десятилетия своей творческой деятельности выпустил под брендом Ilgiz F. около 3 тыс. брошей на темы флоры и фауны. Вот и сейчас в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге проходит его персональная выставка «На свет из темноты», для которой Фазулзянов создал 39 брошей-бабочек, и каждая содержит философский подтекст.

Особую привязанность к брошам испытывает и Алексей Барсуков — этого известного среди коллекционеров художника-ювелира можно назвать одним из популяризаторов жанра: в его портфолио примерно 4 тыс. брошей. Фантазийные, сюрреалистические, провокационные и заставляющие улыбнуться, они словно слеплены вручную из бронзы, поделочных материалов, натуральных или синтетических камней. «Это ювелирный объект, в котором максимально можно развернуться с точки зрения индивидуальности и пластики формы»,— считает мастер.

Осенью 2023 года в Доме Сироткина, филиале Нижегородского государственного художественного музея, прошла персональная выставка Барсукова под названием «Только броши» — на ней было представлено 60 вариаций крестьян с картин Малевича, галлюциногенных грибов, мифологических единорогов и плюшевых медведей.

Спустя год в этом же музее прошла персональная выставка «Титанический труд» художника-ювелира Владимира Маркина, который способен создать в титане, драгоценных и поделочных камнях натуралистичного вида броши в виде осенних листьев или луковиц. В списке новинок Markin Fine Jewellery 2024 года — ювелирная ветка морошки, плод граната и стручок фасоли. «Возможно, и моя работа чтото добавляет к популярности этого вида аксессуара,— рассуждает Маркин.— Брошь — законченный арт-объект, создавая который я не беспокоюсь об усталости ушей или размере пальцев».

Броши «Кометы», Epic Jewellery, белое золото, огненные опалы, бриллианты

Фото: Epic Jewelry

Марка Ichien Jewellery с художником-ювелиром Ичиеном во главе стала известна благодаря броши «Снежный барс» — виртуозному изображению исчезающей в метели морды хищника с россыпью бриллиантов и глазом-cердоликом. Epic Jewellery запускает в открытый космос ювелирные кометы из огненных опалов и бриллиантов. У Yana Jewellery c гор спускаются миниатюрные драгоценные лыжники, а над вершинами реет орел. Марка Maximilian Silver Label совместно с ювелиром Дмитрием Кротюком создала из серебра, янтаря и перламутра броши в виде фигурок моментально узнаваемых классиков русской литературы — Пушкина, Достоевского, Толстого и Чехова. А персонажи русских сказок и российские символы во множестве представлены в фигуративных или расписных брошах бренда Russkaya Skazka: от птицы Сирин и самовара до собора Василия Блаженного и двуглавого орла.

На мистических драконов из титана и кости авторства художника-ювелира Рема Султанова приходят посмотреть на «Антикварный салон» или «Арт-Москву» — эти ежегодные выставки теперь организуют «Ювелирную улицу» со стендами десятков отечественных брендов. Среди множества брошей здесь можно найти футуристические цветы из титана Evgeny Danilov Jewellery, стрекоз из драгоценных камней пастельных тонов Natasha Libelle, золотые музыкальные инструменты Mousson Atelier. Обаятельных «Шмелей» и дерзкие «Черепа» из золота и гильошированной горячей эмали в Liza Borzaya задумывали как моносерьги или броши-трансформеры для женщин, но они пользуются спросом и у мужчин.

Трансформер (броши, подвески, моносерьги) «Счастливый череп» из коллекции «Тату», Liza Borzaya, белое и желтое золото, гильошированная горячая эмаль, бриллианты

Фото: Liza Borzaya

Ректор балетной Академии им. Вагановой Николай Цискаридзе позирует для журнала «Собака.ру» в бриллиантовых брошах ALROSA Diamonds, а брутальные бородачи и спортивного вида бизнесмены все чаще появляются в разнообразных брошах на светских мероприятиях. Правда, у российских мужчин к брошам есть одно важное требование: в них должны быть заложены культурный код или остроумный сюжет. Может быть, поэтому такой успех имеют огурчик и оливка из нефрита, нанизанные на золотую шпажку,— унисекс-броши марки Letters & Stones, за которой стоит Наталья Архангельская, админ Telegram-канала «Антиглянец». А серебряный секатор, превращенный в держатель живого цветка, даже оказался в Голливуде на премьере байопика «Рейган» на лацкане пиджака актера Алексея Воробьева. «Среди мужчин есть настоящие пижоны и креативные парни,— говорит Архангельская,— и я мечтала сделать для них нечто со вкусом и юмором, что идеально подошло бы самым разным личностям. Интересно, что некоторые покупают броши женам, но потом носят их сами».

Не обходят своим вниманием популярный жанр и лидеры ювелирной индустрии, имеющие большие маркетинговые бюджеты и верные классическому стилю бренды: Mercury, ALROSA Diamonds, Posi, Miuz Diamonds, Chamovskikh, Parure Atelier и Cluev. Хотя в данном случае главными выразительными средствами становятся крупные бриллианты и цветные драгоценные камни, что добавляет брошам значимости.

Брошь «Пиковая дама», Parure Atelier, белое золото, рубины, гранаты, черные и бесцветные бриллианты

Фото: Parure Atelier

Бриллиантовые бабочки, стрекозы и цветы Mercury никогда не потеряют в актуальности и в цене. У Posi и ALROSA Diamonds в чести больше абстрактная геометрия, хотя у последнего имеются броши по мотивам произведений Фаберже. Редкие фигуративные броши Parure Atelier отдают дань русской музыкальной культуре — ­балету «Щелкунчик» и опере «Пиковая дама». В центр брошей-орхидей Chamovskikh помещают крупные цветные драгоценные камни, а в Cluev экспериментируют со скульптурной пластикой и с техникой «оригами» в твердом золоте. Кстати, глава бренда Илья Клюев считает, что если необходимо сделать ювелирный подарок, то брошь — наилучший вариант: «Можно не думать о размере кольца или об удобстве серег, нужно лишь довериться фантазии ювелира».

Вся лента