Курганская область задержалась в отстающих
Региону предоставят 6 млрд рублей на шесть лет для развития экономики
Правительство РФ утвердило индивидуальную программу социально-экономического развития Курганской области на ближайшие шесть лет с финансированием 6 млрд руб. из федерального бюджета. Впервые Курганская область в числе 10 «отстающих субъектов РФ» получила такую программу в 2020 году. В правительстве региона отмечают, что показатели первой программы по объему инвестиций были перевыполнены в два–три раза, а на 1 руб. выделенных средств пришлось 5,7 руб. привлеченных. При этом план по снижению уровня бедностив области выполнить не удалось.
Председатель правительства России Михаил Мишустин подписал распоряжение об утверждении на 2025–2030 годы индивидуальных программ социально-экономического развития четырех регионов, не дотягивающих до среднероссийских показателей. Среди них Курганская область. Документ опубликован на официальном сайте федерального правительства.
В 2020 году Курганская область стала первым из 10 наиболее проблемных субъектов РФ, для которых были разработаны индивидуальные программы развития до 2024 года с финансированием в 5 млрд руб. каждая. В начале этого года президент РФ Владимир Путин поручил продлить их действие до 2030 года. На сегодня кроме Зауралья утверждены программы для Чувашии, Адыгеи и Республики Марий Эл. До конца года примут такие же планы для Республики Алтай, Тывы, Хакасии, Алтайского края, Калмыкии и Псковской области. Только один регион — Карелия — благодаря улучшению социально-экономического развития покинул десятку. Его место заняла Хакасия.
«Каждая программа нацелена на формирование условий для опережающего социально-экономического развития на основе эффективного использования потенциала и увеличения конкурентоспособности. На их реализацию будет направлено по 6 млрд руб.», — сообщил Михаил Мишустин.
В индивидуальной программе Курганской области на 2025–2030 годы среди ключевых проблем социально-экономического развития указаны низкий уровень обеспеченности жилого фонда коммунальной инфраструктурой, низкие среднедушевые доходы населения и высокий уровень бедности. Зарплата в Зауралье, несмотряна высокие темпы роста, остается ниже, чем в соседних регионах. Высокие среднегодовые темпы роста инвестиций — 105,7% за 5 лет — во многом связаны с увеличением финансирования из федерального бюджета, но объем частных инвестиций на душу населения остается невысоким: 68-е место среди регионов РФ, говорится в документе. Еще одна проблема — дефицит квалифицированных кадров.
«Стратегической целью социально-экономического развития Курганской области является создание эффективной экономики, способствующей развитию человеческого капитала»,— говорится в утвержденной программе.
Большинство целевых показателей в новом документе прописаны только на 2025 и 2026 годы. Так, темп роста физического объема инвестиций в основной капитал (за исключением инвестиций инфраструктурных монополий и вливаний федерального бюджета) должен в 2025 году составить 118,7% к 2020 году, в 2026-м — 116,1%. Реальные среднедушевые денежные доходы жителей Курганской области планируется увеличить в 2025 году на 11% к 2020 году и на 14,7% в 2026 году. Уровень бедности должен сократиться до 13,3% к 2026 году с 18,6% в 2020 году. При этом в первой программе индивидуального развития доля населения с доходами ниже прожиточного минимума должна была сократиться до 8,2% в 2024 году с 19,5% в 2018-м.
Для достижения этих показателей определены три направления расходов, которые были основными и в первой программе. Так, более 4,1 млрд руб. федеральных денег получит в виде субсидий Агентство технологического развития Курганской области на поддержку бизнеса. Средства предоставят промышленным предприятиям на оплату первоначального взноса по лизингу, непромышленным компаниям на покупку оборудования российского производства, а также в виде займов на реализацию технологических проектов. В приоритетном порядке поддержку получат участники федерального проекта «Производительность труда», говорится в документе. Помимо этого, в Курганской области продолжится работа по созданию индустриальных парков: на четыре объекта направят 1,7 млрд руб. Еще 151,5 млн руб. по программе направят на докапитализацию Фонда микрофинансирования региона для поддержки малого и среднего предпринимательства.
В результате к 2030 году планируется создание 1256 новых рабочих мест, объем внебюджетных инвестиций должен превысить 10,84 млрд руб., а налоговые отчисления в бюджеты всех уровней — 770, 5 млн руб.
В правительстве Курганской области отмечают успехи индивидуальной программы развития, действующей с 2020 года. «По итогам октября Курганская область на первом месте в стране по индексу промышленного производства — 131,7%. По сводному индексу выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности регион на втором месте. По итогам девяти месяцев на первом месте в стране по темпам роста среднемесячной зарплаты — 125,4%, на втором месте по темпам роста среднедушевого денежного дохода — 122,6 %, на третьем месте по реальным денежным доходам — 112,4%»,— сообщает пресс-служба правительства Зауралья.
Ранее региональные власти сообщали, что показатели программы по объему инвестиций, которые должны быть достигнуты по итогам 2024 года, перевыполнены в два–три раза. При этом 1 руб. выделенных средств принес 5,7 руб. новых инвестиций и 1,5 руб. новых налогов. В результате реализации первой программы в Зауралье было создано пять индустриальных парков в Кургане, Варгашах и Шадринске, где работают около 40 резидентов. Еще два объекта в Кургане и Катайске планируется ввести в эксплуатацию до конца года. Собственные доходы региона с 2020 года выросли на 60%.
Директор по стратегии инвестиционной компании «Финам» Ярослав Кабаков отмечает, что новая программа развития Курганской области продолжает усилия по модернизации региона. «Основные направления программы — лизинг оборудования, создание индустриальных парков и поддержка малого бизнеса — имеют обоснованные перспективы. Вклад в парки может укрепить промышленную базу региона, как это произошло в предыдущей программе. Однако отсутствие долгосрочных целевых показателей создает риски недостаточного контроля за результатами программы. Реализация должна быть согласованной с другими нацпроектами и бюджетными мерами»,— говорит эксперт.
Невыполнение показателей по снижению бедности, несмотря на рост промпроизводства и бюджета, Ярослав Кабаков объясняет несколькими факторами: «Во-первых, рост доходов неравномерен: увеличение зарплат в бюджетной сфере и промышленности не охватывает весь регион и особенно сельские территории. Во-вторых, инфляция замедляет реальный рост доходов. В-третьих, хотя уровень безработицы снижается, качество рабочих мест остается проблемой, высока доля низкооплачиваемых работ. К тому же, слишком амбициозные цели предыдущей программы по снижению бедности были трудно достижимы даже при положительных экономических показателях».
Директор Курганского филиала института экономики УрО РАН Сергей Орлов отмечает, что в целом результаты действия первой программы превзошли наиболее смелые ожидания и прогнозы, была достигнута позитивная динамика по важнейшим социально-экономическим индикаторам.
«Следует констатировать, что семена государственной поддержки и инвестиций попали на подготовленную, благодатную почву. Достигнутая результативность финансовых вложений в региональное хозяйство значительно выше средней по стране. Вместе с тем, несмотря на рост ключевых индикаторов, следует признать, что их высокие значения во многом обусловлены эффектом “низкой базы”, и уровень ряда показателей по-прежнему значительно уступает среднероссийским. Кроме того, продолжается сокращение численности населения в регионе. Уровень бедности в Курганской области составляет 14,5% при среднем значении по стране 8,5%. Уровень безработицы составляет 4,7% при среднем по стране 3,2%»,— комментирует Сергей Орлов.
Эксперт резюмирует, что, несмотря на положительную динамику в создании новых рабочих мест, значительное увеличение зарплаты и показателей экономического роста, дефицит трудовых ресурсов мешает дальнейшему динамичному и устойчивому развитию Курганской области, что и повлияло на утверждение второй программы индивидуального развития.