Нам шашечки
В Прикамье отмечается рекордный рост выдачи разрешений на работу такси
За три осенних месяца перевозчики получили более 3,7 тыс. разрешений на работу легкового такси — это больше, чем за предыдущие девять месяцев. Документы получают юрлица — владельцы таксопарков, индивидуальные предприниматели и самозанятые. Однако основная часть водителей такси получать разрешения пока не спешит. Участников отрасли волнует рост расходов, некоторые не могут зарегистрировать свой автомобиль как такси из-за ограничений по цвету кузова. Эксперты говорят, что легализация необходима, но должна происходить постепенно, иначе частники рискуют остаться без заработка, а клиенты без услуг. При этом рост количества машин в официальных таксопарках сдерживается высокой стоимостью авто и неблагоприятными условиями лизинга.
С 1 сентября 2024 года министерством транспорта Пермского края было выдано 3,7 тыс. разрешений на осуществление деятельности легкового такси. Как рассказали «Ъ-Прикамье» в минтрансе, на сегодняшний день общее количество легально работающих такси в регионе составляет около 6 тыс. автомобилей. «Увеличение числа лицензированных таксистов связано с активной легализацией отрасли и мерами, направленными на повышение безопасности пассажирских перевозок»,— отметили в министерстве.
Количество выданных разрешений осенью превысило количество полученных таксистами документов за предыдущие девять месяцев, хотя обязанность таксистов получать разрешения существовала и ранее. С 1 сентября 2023 года в закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа» были внесены изменения. В частности, все таксисты должны перед регистрацией оформиться в качестве ИП или самозанятых либо устроиться по трудовому договору в таксопарки. Некоторым категориям водителей вообще запретили работать в такси, например с непогашенными судимостями за ряд преступлений, а также тем, кто повторно лишался водительских прав или арестовывался за административные нарушения в сфере ПДД. Кроме того, в регионах создаются реестры зарегистрированных перевозчиков, автомобилей и служб заказа такси. При этом закон запретил агрегаторам давать заказы водителям без регистрации.
Изначально разрешение на перевозку давалось на конкретный автомобиль, но по новому закону за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями может быть закреплено несколько машин. По данным АНО «Общественный совет по развитию такси», на 8 ноября текущего года в реестре перевозчиков на территории Пермского края зарегистрировано 924 разрешения на оказание услуг по перевозке пассажиров на 5437 автомобилей. Среди оформивших разрешения — 63 юридических лица, 222 индивидуальных предпринимателя и 639 самозанятых. По словам пресс-секретаря общественного совета Екатерины Киселевой, в мае прошлого года разрешение на перевозку пассажиров было оформлено только на 3238 автомобилей. «Новые цифры говорят о том, что отрасль выходит из тени, легальных такси на дорогах становится больше,— отмечает представитель АНО.— Но среди прочих в регионе есть фактор, который тормозит процесс легализации: это требования к цвету кузова такси. Те, кто из-за этого не могут зарегистрировать свой автомобиль, продолжают работать нелегально».
Один из индивидуальных предпринимателей, работающих в такси, пояснил, что большинство нелегальных водителей пока что не собираются получать разрешения. По его словам, водители ожидают, что после этой процедуры уровень их дохода резко снизится. «Это произойдет не только за счет уплаты налогов,— считает собеседник.— Например, каждый из зарегистрировавшихся должен проходить перед началом работы медосвидетельствование и техосмотр — а это тоже платные услуги, а также страховка. Кроме того, штрафы за нарушение ПДД для них будут существенно выше. Так что разрешения на свои автомобили получают в основном бизнесмены, которые сдают автомобили в аренду. Те, кто зарабатывает на хлеб за баранкой на собственных машинах, или так называемые подработчики, которые ездят в свободное от основной работы время, будут максимально оттягивать процедуру регистрации». Говоря о последних, собеседник «Ъ-Прикамье» отмечает, что после регистрации в качестве самозанятых или ИП они не смогут больше работать по трудовому договору, а значит, и совмещать подработку с основной занятостью.
Другой таксист рассказал, что незарегистрированным водителям агрегатор может давать менее выгодные заказы или снизить их количество, но по-прежнему продолжает с ними работать. «Да, в Москве, Питере и Сочи практика другая, но до регионов она не дошла. Если такое начнется у нас, то многие таксисты уйдут из этой сферы, и тогда возникает вопрос — как компенсировать этот недостаток, поскольку водителей и так не хватает»,— отметил он.
Директор таксопарка «Эпоха» Дмитрий Еньчин подтверждает, что число нелегалов до сих пор остается очень большим. «Если вы закажете, например, десяток такси (неважно — эконом- или комфорт-класса), то легальных автомобилей приедет не больше четырех,— поясняет эксперт.— Но позитивные сдвиги в направлении легализации отрасли есть». По словам бизнесмена, из-за политики агрегатора зарабатывать нелегалам становится все сложнее. Так, приоритет при раздаче заказов в «ЯндексGo» — официально оформленным водителям с оклеенными машинами, поэтому с разрешительными документами работать становится выгоднее. В то же время, отмечает он, из-за лизинговых и кредитных ставок покупать машины перевозчикам становится все сложнее. «Мы приобрели в наш парк больше трехсот автомобилей,— рассказывает господин Еньчин.— Сейчас многие таксисты с собственными машинами для работы предпочитают брать автомобили в аренду. Конечно, мы бы хотели еще триста авто, но такой возможности пока нет».
При этом Дмитрий Еньчин отмечает, что утром и вечером, в так называемые пиковые часы, бесперебойную работу отрасли помогают обеспечивать в том числе и нелегалы. «Легализация отрасли, безусловно, необходима, но все нужно делать постепенно, чтобы из-за запретительных мер одни люди не остались без заработка, а другие без доступа к услугам такси»,— убежден эксперт.