Нефтепродукты в ожидании шторма
Цены на топливо могут вырасти в следующем году
Российский топливный рынок, несмотря на постоянную корректировку основных регулирующих норм, постоянно требует от властей применения ручного управления в кризисных ситуациях. Новая волна проблем может захлестнуть рынок уже в следующем году, так как увеличение фискальной нагрузки поставит под вопрос возможности модернизации НПЗ. Решить эти проблемы может только системный подход, уверены участники ТЭКа.
Отсчет новейшей истории российского топливного рынка можно начинать с 2011 года, когда страна столкнулась с острым дефицитом бензина и резким ростом цен на него в рознице. Ответом на кризис тогда стало подписание четырехсторонних соглашений между 12 крупнейшими нефтяными компаниями и регуляторами о проведении масштабной программы модернизации нефтеперерабатывающих мощностей. На первом этапе основной задачей было улучшение качества нефтепродуктов с постепенным переходом на экологический норматив «Евро-5». И эта цель была в целом успешно достигнута в 2016 году.
Но с решением второй задачи — повышения глубины переработки нефти — трудностей возникло гораздо больше, так как стоимость и сроки окупаемости строительства установок каталитического крекинга, гидрокрекинга и коксования гораздо выше, чем проекты по строительству и модернизации установок риформинга, изомеризации и гидроочистки. Именно эти установки по облагораживанию жидких топлив составили в итоге костяк всей реализованной части программы модернизации НПЗ. В итоге модернизация, сроки которой сначала ограничивались 2015 годом, до сих пор официально не завершена на многих заводах.
Налоговое непостоянство
Почти параллельно с началом модернизации нефтеперерабатывающих заводов в 2014 году стартовал так называемый большой налоговый маневр, который предполагал постепенное снижение экспортной пошлины на нефть и, соответственно, нефтепродукты с одновременным ростом налога на добычу полезных ископаемых. Основными целями налогового маневра было снижение выпуска нефтепродуктов низкой степени переработки и сохранение баланса бюджета.
Еще одной причиной необходимости изменения налоговой системы в нефтяной отрасли в Минфине называли снижение рисков бюджетных потерь при реэкспорте нефти через Белоруссию и Казахстан в условиях вступающих в силу механизмов торговли в рамках Евразийского экономического союза. В результате налогового маневра цены нефти для экспорта и для внутреннего рынка постепенно выравнивались, что повлекло рост цен на нефтепродукты, реализуемые на российском рынке.
После очередного резкого роста цен на моторное топливо в 2018 году правительство ввело механизм топливного демпфера. Суть его в следующем: если экспортные цены на бензин и дизельное топливо превышают установленные цены отсечения, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, в обратном случае нефтяные компании перечисляют часть прибыли в бюджет. Введение демпфера серьезно снизило эффективность налогового маневра для бюджета, что стало причиной его неоднократной корректировки. Ведь механизм хорошо работает только в довольно узком диапазоне цен на нефть и нефтепродукты при относительно стабильном курсе рубля, а при резких колебаниях параметров дает сбои: либо выплат не хватает для рентабельной работы НПЗ, либо нефтяники начинают получать, по мнению Минфина, сверхприбыли. Именно по причине высоких бюджетных выплат с 1 сентября 2023 года под нажимом Минфина правительство утвердило корректировки параметров топливного демпфера. Они предполагали снижение выплат нефтяникам на 50% как по бензину, так и по дизельному топливу. В результате цены как в оптовом, так и розничном сегменте скачкообразно выросли в течение первой же недели после принятия поправок, что потребовало вмешательства президента, отмену изменения методики расчета механизма демпфера и введение запрета на экспорт бензина. Хотя по мере стабилизации рынка запрет на экспорт несколько раз смягчался. В последний раз — в конце ноября, когда ограничение было снято до конца января для производителей нефтепродуктов.
Вопросы без ответов
В итоге на рынке возникло сразу несколько факторов, негативно влияющих на него. Один из них — несовершенство механизма демпфера, который мало того, что требует регулярной корректировки, так еще и служит постоянным раздражителем для Минфина, пытающегося сократить выплаты нефтяникам из бюджета. По итогам прошлого года выплаты нефтяным компаниям по демпферу составили 1,589 трлн руб. Сложности создавали и некоторые непоследовательность и несогласованность действий регуляторов, а также наложившиеся аварийные остановки ряда крупных НПЗ из-за технических проблем, атак БПЛА и остановок из-за природных катаклизмов. Все это вкупе с проблемами с вывозом товарных нефтепродуктов по железной дороге привело к тому, что весь уходящий год топливный рынок лихорадило как никогда с 2011 года. Например, оптовая биржевая цена на наиболее востребованный на рынке бензин АИ-95 выросла с 44,9 тыс. руб. в начале января до 73,6 тыс. руб. в середине июля (на 64%). При этом в рознице цены искусственно сдерживались, чтобы рост несильно опережал официальную инфляцию в стране (по данным Росстата, цены в рознице с начала года выросли к середине июля с 55,15 до 57,32 руб., рост около 4%). Это привело к тому, что даже АЗС ВИНК стали работать с отрицательной маржей по крайней мере до конца октября — начала ноября.
Но в этой ситуации нет конкретного виновника. Объективно значительная часть возникших в течение года сложностей носили форс-мажорный характер. Но нельзя не замечать, что в целом регулирование топливного рынка носит скорее характер тушения возникающих пожаров либо попыток не допустить этот пожар при отсутствии по-настоящему долгосрочной стратегии развития. Тот же механизм демпфера, который поначалу являлся временным решением проблемы резкого роста цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке, пережил уже множество корректировок и продолжает функционировать. При этом даже министр финансов Антон Силуанов, выступая в июне в Госдуме, признал несовершенство механизма демпфера, но при этом в очередной раз подтвердил его неизбежность.
В то же самое время эксперты и представители отрасли заявляют, что долгосрочное планирование развития компаний и реализация дорогостоящих инвестпроектов невозможны в условиях, когда налоговая система ежегодно претерпевает изменения. Например, с января следующего года снова вырастут топливные акцизы на величину выше, чем предполагалось ранее. Что, естественно, повлечет новый опережающий инфляцию рост цен как в оптовом, так и розничном сегментах рынка. После чего, скорее всего, снова будет активирован ручной режим сдерживания розничных цен на топливо, а это уже в самой ближайшей перспективе может привести к еще большей деградации независимого сектора автозаправочного бизнеса. Для крупных городов и центральной части страны это не является критичной проблемой, но, например, в Сибири и на Дальнем Востоке доля независимых АЗС очень велика, и их постепенная гибель приведет к еще большему усложнению и без того непростой ситуации на региональном рынке.
Еще одним фактором, который будет в долгосрочной перспективе оказывать серьезное влияние на рынок, является денежно-кредитная политика ЦБ. Как заявлял глава «Роснефти» Игорь Сечин, вследствие повышения ключевой ставки, налогов и тарифов естественных монополий компания, возможно, перенесет сроки модернизации своих нефтеперерабатывающих заводов. По словам топ-менеджера, из-за растущих издержек на фоне снижения прибыли инвестпрограмма компании теряет свою эффективность. А остановка программы модернизации крупнейшей нефтяной компании страны означает, что не будут выполнены планы Минэнерго по наращиванию производства бензинов и дизтоплива в России. Так что по крайней мере в среднесрочной перспективе топливный рынок будет пребывать в состоянии довольно хрупкого баланса и любой форс-мажор будет приводить к кризису.