«Бюджет начинается с правильного формирования планов»
Депутат Пермской думы Владимир Молоковских – о подходах к формированию бюджета города на 2025–2027 годы
Проект бюджета Перми на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов готовится к утверждению во втором чтении. Депутат гордумы Владимир Молоковских оценивает его значимые статьи, а также рассуждает о том, почему главный финансовый документ города имеет социальную направленность и как исключать из него основные «хронические ошибки». Тренды бюджетной политики – в интервью с Владимиром Молоковских.
– Дума приняла в первом чтении проект бюджета города на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов. Была анонсирована его социальная направленность. Какие основные тренды в бюджетной политике вы видите?
– Бюджет Перми составляется исходя из полномочий муниципалитета: это образование, дорожная деятельность, благоустройство, общественный транспорт и прочее. Все эти услуги оказываются жителям, поэтому бюджет не может иметь иную направленность. Даже его инвестиционная составляющая развивает те же сферы: строятся школы, спортивные, дорожные объекты и так далее.
По расчетам администрации, на трехлетнюю перспективу увеличивается доля собственных доходов в общей структуре бюджета. Отмечу рост доходов главного финансового документа Перми – за счет налоговых поступлений, платы за земельные участки и прочего. Объем собственных доходов бюджета в будущем году по сравнению с 2024 годом вырастет на 4 млрд руб., а в 2026 и 2027 годах – на 1,5–2 млрд руб., соответственно, год к году.
Ранее в администрации и думе бытовало мнение о том, что бюджет обязательно должен быть бездефицитным, но его не стоит возводить в абсолют. Жизнь часто ставит перед нами задачи, которые требуют быстрого решения. И если средства возьмут в кредит для оперативного решения такой проблемы, это хорошо. Один из основных нынешних подходов при формировании бюджета – проведение взвешенной долговой политики.
При наполнении городской казны муниципалитет старается привлекать средства из бюджетов вышестоящих уровней по различным федеральным и региональным программам. Такой подход поддерживаю, потому что собственных доходов города не хватит на решение всех задач. Но такую работу важно активизировать. Идеология по формированию бюджета Перми заложена правильная. Но, декларируя высокие цели, мы должны контролировать сроки реализации, ответственность исполнителей (конкретных людей и служб) и их мотивацию.
Зачастую при разработке проекта бюджета допускаются «хронические» ошибки (ошибки в расчетах, неправильное применение нормативной базы, нарушения бюджетной дисциплины). Администрации надо вовремя отслеживать и исключать их. Бюджет начинается с правильного формирования планов. Основной задачей финансовых служб должно быть рациональное использование средств, налаживание эффективной системы контроля формирования и исполнения бюджета.
– С 2025 года власти региона получат ряд муниципальных полномочий в сфере градостроительства и дорог, станут курировать в Перми крупные стройки. Как это отразится на городской казне?
– Пермь – краевая столица, потому трехлетний бюджет города и сейчас формируется во взаимоувязке интересов, целей и финансов двух субъектов – городских и краевых властей. Крупные объекты: дорожные развязки, клиники и больницы, культурно-развлекательные, спортивные учреждения и прочее – возводятся региональными ведомствами, имеющими большой штат квалифицированных специалистов, опыт реализации масштабных проектов, наработанную базу подрядчиков. Новые стройки «притягивают» к себе дополнительные работы: ведется благоустройство территории, сносятся старые здания, появляется новая, современная инфраструктура. Совместная работа двух уровней власти над развитием города – большой плюс. Это освобождает муниципалитету дополнительные ресурсы, позволяя сосредоточиться на других столь же необходимых проектах.
С января региональные власти получат полномочия по проектированию и строительству соцобъектов стоимостью свыше 50 млн руб. Нововведение коснется и дорожных строек свыше 450 млн руб., в которых участвует федеральный бюджет (в границах Перми – стоимостью более 1 млрд руб.). Инициатива не всеми воспринимается однозначно, но если в результате объекты будут сдаваться в срок, то она нужная и правильная. Например, еще в 2019 году говорилось о строительстве бассейна на Гайве, но стройка постоянно откладывалась. Работу над проектом завершили недавно, выбрали подрядчика. Получается, что эту стройку с января 2025 года будут курировать краевые власти. Надеюсь, что это обеспечит возведение объекта в срок.
– Какие составляющие проекта бюджета, на ваш взгляд, требуют доработки?
– Беспокоят доходы от транспортной отрасли, а именно кассовый разрыв между стоимостью транспортной работы (суммой контрактов с перевозчиками) и суммой, которую город собирает в бюджет от оплаты проезда и продажи проездных. Во-первых, до сих пор ведется дискуссия по системе подсчета пассажиропотока, количества «зайцев» в общественном транспорте. Во-вторых, меры по снижению стоимости проездного для учащихся вряд ли существенно увеличат объемы его продаж, так как, к сожалению, школьники часто не по назначению тратят деньги на оплату проездного. Число «зайцев» растет, люди просто не хотят платить за проезд потому, что в автобусе душно, тесно, долго ждать транспорт, а автобусные остановки порой вообще не установлены. Основная задача – добиться существенного увеличения оплаты проезда.
Решения требует нехватка водителей автобусов: по самым скромным подсчетам, недокомплект составляет четверть от штатной численности. Водителям надо повысить зарплату, сейчас они зарабатывают без переработок в среднем 60–65 тыс. руб. в месяц. Я предлагаю запрашивать у перевозчиков данные о зарплате водителей, финансовых показателях компаний и прочем. Эти сведения позволят властям понимать финансовое состояние контрагентов, куда тратятся деньги. Ведь стоимость транспортной работы увеличивается каждый год. Необходимо жестче наказывать перевозчиков за нарушение контрактов. В ряде случаев дешевле и проще, оказывается, заплатить штраф, чем соблюдать график движения, другие требования контрактов.
Из направлений, вызывающих озабоченность, отмечу снижение темпов расселения аварийного жилья. В 2019–2024 годах расселено 17,2 тыс. человек, проживающих в аварийном жилье общей площадью 231,6 тыс. кв. м. Общий объем финансирования с 2019 года составил 17,5 млрд руб. Появились новые подходы к решению этой проблемы: механизм комплексного развития территории жилой застройки и строительство муниципальных многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилого фонда. В ожидании запуска федеральной программы необходимо помнить, что жилой фонд стареет и аварийный жилфонд постоянно увеличивается. Необходимо переломить тенденцию и обеспечить опережающие темпы расселения.
На мой взгляд, недостаточный объем финансирования выделяется на борьбу с жуком-полиграфом и борщевиком. За три года на оба мероприятия направят суммарно 47 млн руб. Для сравнения: на охрану и экопросвещение по поводу Черняевского леса в бюджете запланировано 92 млн руб. Борьба с жуком-полиграфом – это важное мероприятие, ведь этот жук активно уничтожает наши хвойные леса. То же самое можно сказать и про борщевик, который быстро распространяется на полях в границах Перми и за ее пределами.
– Какие бюджетные расходы можете выделить в качестве позитивных примеров?
– В ближайшие три года город планирует строительство пяти новых школ, суммарно рассчитанных почти на 4200 мест. В этот период отремонтируют также 40 детских садов, 12 бассейнов в детсадах, 82 школы и 34 учреждения дополнительного образования. Это хороший вектор развития. Если мы хотим получить хорошего человека – гражданина и патриота, нужно чтобы человек жил и воспитывался в комфортной среде и условиях.
Хочу отметить обновление в Перми 20 учреждений культуры – это дома и дворцы культуры, а также 29 библиотек. Причем последние после ремонта станут модельными библиотеками – современными интеллектуальными и образовательными центрами.
Приведение в порядок домов и дворцов культуры особенно важно – это средоточия культурной жизни, реализации творческих способностей и потребности в общении в районах города. Например, когда после выкупа в муниципальную собственность для жителей Гайвы торжественно открыли Дворец культуры имени Чехова, у людей горели глаза. Многие вспоминали, как посещали его в советские времена. Здание это красивое и большое. Тогда, сразу после открытия, ДК отработал год без большого ремонта. Сейчас там сделан ремонт зрительного зала, фойе и входной группы. Работы и внутри, и снаружи еще много, но уже сейчас не стыдно приглашать людей. Дворец достойно выглядит и активно используется.
Клуб имени Златогорского – практически единственный и очень востребованный очаг культуры в микрорайоне Заозерье. Там активно работают кружки и секции, можно посмотреть концерт, сходить на праздничный вечер. Здание тоже постоянно находится в состоянии обновления. Так, за последние годы там поменяли кресла, занавес, обновили световое и звуковое оборудование, окна и многое другое. Хотя есть желание привлечь внимание профильного департамента и ускорить процесс.
За прошедшие два-три года, благодаря слаженной работе городских и краевых властей, Пермь заметно преобразилась, особенно центральный планировочный район. Многие работы проводились во время подготовки к празднованию 300-летия города, и были опасения, что после праздника такой активности в благоустройстве уже не будет. Но темпы обновления города не снижаются, и это радует. Важно теперь продолжить благоустройство во всех районах Перми, гармонично преобразив все территории краевого центра.