«Порядок должен быть»
Дмитрий Дризе — о возвращении оценок за поведение в школе
Президент России Владимир Путин на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) выразил удивление отсутствием оценок за поведение в школах и отметил, что вопрос их возвращения требует обсуждения. Принять немедленное решение по этому поводу он не готов. Министерство просвещения ранее концептуально идею поддержало. Однако с поправкой на то, что многие аспекты необходимо тщательно продумать. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает инициативу крайне спорной.
Владимир Путин проводил традиционное новогоднее итоговое заседание своего Совета по правам человека и развитию гражданского общества. Среди прочего был затронут вопрос возращения оценок за поведение в средней школе. Президент удивился, что подобного, оказывается, в современной России нет. Скорее всего, теперь надлежащие выводы будут сделаны. Доводы приводятся следующие: много развелось нынче хулиганов, учителей оскорбляют, в том числе и в социальных сетях. Дальше — больше. Организовывают прямо вот кампанию травли. Родители зачастую подключаются и даже неконструктивные политики.
Иными словами, мы имеем дело с хулиганом нового типа. И вопрос этот уже получается не просто дисциплинарный, а без пяти минут политический. Так что "двойку" ему или ей за поведение и вон из школы. А там пусть в суде обжалует.
Для справки: оценки за поведение выставлялись в Российской империи. Революционные власти в 1917 году их отменили, но в 1943 году СССР все вернул обратно. Соответственно, после его распада данный порядок был вновь упразднен.
Но как оценивать поведение? По каким критериям? Плевался — «тройка». А если, извините, выражался, тогда, как говорится, без колебаний. Собственно, почему оценки за поведение отменяли? Считалось, что это форма давления на личность. Анекдот был такой в советское время. Школьника вызывают на педсовет, дневник смотрят: математика — два, русский — два, физика — два, пение — пять. Так он еще и поет?
А еще, помнится, в наше время плохих учеников-хулиганов заставляли класс убирать после уроков. Наверное, не совсем это было правильно с точки зрения прав человека, зато действенно. Так часто случается в мировой истории, что гении плохо себя ведут. Но им многое прощается, потому что они гении или таланты. А серые бездарности тихо на уроках сидят и в социальные сети решительно ничего не пишут. Но кто для страны в итоге будет полезнее? Это, как говорится, большой вопрос. Человек — существо сложное, его очень трудно в рамки загнать. Вернее, загнать-то можно, но будет ли от этого положительный эффект с точки зрения перспективы и достижения общественных показателей?
Вот так и подумаешь о телесных наказаниях — такие предложения тоже имеют место. Неправильно это, конечно, но чем человеку карьеру ломать, волчьи билеты выписывать, лучше уж розгами выпороть. Впрочем, это же не наши методы. Между тем как-то жили все эти годы без оценок за поведение и ничего, не упало небо на землю. Хотя, конечно, порядок должен быть, и с этим трудно поспорить. Только вот необязательно наводить его исключительно карательными методами.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".