Архитектурная ткань Петербурга
Эксперты девятой отраслевой биеннале обсудили будущий облик Северной столицы
В Российском этнографическом музее прошла IX биеннале «Архитектура Петербурга». Событие включало выставку работ архитектурной элиты города, мастер-классы и клаузуры для посетителей, разнообразную деловую и культурную программу. Рассказываем о главных дискуссиях.
Бурную полемику среди градостроительного сообщества вызвало обсуждение того, как должен формироваться облик Петербурга. Часть участников апеллировала к советскому опыту планирования. «Петербургская школа архитектуры опирается на ансамблевое мышление, которое зародилось вместе с рождением города и поддерживалось в советскую эпоху»,— напомнил председатель Объединения архитектурных мастерских Олег Харченко. По словам руководителя архитектурной студии Intercolumnium Евгения Подгорнова, кварталы советской застройки до сих пор могут служить примером комплексного подхода к градостроению.
«Проект должен взаимодействовать с окружающей средой и с деталями окружения, при этом возможно и стилевое разнообразие,— выразила свою точку зрения Анастасия Катаргина, руководитель группы развития социальной и коммерческой инфраструктуры компании «Брусника».— Архитектура — это отклик на контекст, и мы считаем, что дома должны быть разными. Главный вопрос в целесообразности и нужности разнообразия». Архитектор бюро SLOI architects Илья Ермолаев считает, что самый верный путь развития города — это создание «лоскутного одеяла» вместо ансамблей.
Руководитель студии Ingmar architects Ингмар Витвицкий обратил внимание на небоскребы в центре города как новые архитектурные доминанты, объединяющие жилые комплексы, рабочие пространства, школы, торговые и развлекательные зоны и общественные парки.
Архитектура должна быть смелой, разрушать барьеры и время, но при этом не слепо следовать быстротечной моде, высказал точку зрения руководитель мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» Евгений Герасимов. «Смена стилей в нашу эпоху происходит стремительно. Наполеон привез из Египта стиль ампир, который жил десятилетия, сейчас модные дома — это опасная штука. Одежду можно выкинуть, а дом — нет»,— отметил спикер.
Сошлись же точки зрения всех участников дискуссий на том, что градостроительные законы устарели и «связывают руки архитекторам».
Участники биеннале обсудили новые общественные пространства, которые становятся точками притяжения для туристов. Так, центром для гостей Петербурга станет курортный комплекс «Санкт-Петербург марина» в Горской, где до 2030 года будет построено 14 гостиниц, 6700 номеров, учебные центры для детей и взрослых, обустроен двухкилометровый пляж.
Большой интерес вызвала дискуссия о церковной архитектуре. С начала XX века было утрачено более 1000 православных храмов. Согласно строительному уставу XIX века, лучшие места должны были отдаваться под соборы и церкви. Поменялся и конфессиональный, и религиозный состав населения. Согласия между участниками дискуссии относительно того, можно ли «пускать торговцев в храм» и использовать его как общественное пространство, так и не было достигнуто.
Еще один важный тренд, на который обратили внимание участники биеннале,— это многофункциональность объектов. Даже театры пытаются двигаться в направлении данной тенденции. Художественный руководитель Александринского театра Никита Кобелев на примере работы новой сцены показал, как театр может брать на себя функцию культурного центра не в ущерб основной работе театральной площадки.
В этом году посетителей биеннале окунули в закулисье архитектурной жизни. По словам заместителя председателя ОАМ Ирины Барто, были организованы экскурсии в архмастерские и по объектам, о создании которых рассказывали сами авторы, архитекторы: Цирк на Фонтанке, «Росфото», Анненкирхе, новые сцены Александринки и Мариинки, Консерватория и другие.
Культурную и деловую программу «собрал» с архитекторами деловой клуб «MEETING!». «Впервые мы пригласили в программу другие дискуссионные площадки: "Форсайт-РБК", "Деловой Петербург", "РосБалт", masters и другие»,— подчеркнула Елена Глебова, сооснователь делового клуба «MEETING!».