Петербургский стандарт строительства
Город ликвидирует дефицит социальных объектов
В 2024 году Санкт-Петербург берет очередную планку по вводу в эксплуатацию социальных объектов: в городе сдадут в строй 100 новых школ, детских садов и больниц. Еще больше город планирует построить в следующем году — 145 соцобъектов.
Строительная отрасль является основой экономики Петербурга. Выступая на XXII Съезде строителей Санкт-Петербурга, губернатор города Александр Беглов отметил вклад участников стройкомплекса в развитие города. По его словам, строительный комплекс Ленинграда, Санкт-Петербурга в любые времена отличался высоким уровнем профессионализма. Благодаря этому Северная столица сохраняет лидирующие позиции в различных сферах отрасли и задает стандарты качества.
Годовой план на 100%
На начало декабря уровень выполнения годового плана Минстроя РФ по объему ввода жилья в Петербурге был выполнен на 89%: строители сдали в эксплуатацию почти 2,4 млн кв. м в многоквартирных домах (МКД) и 138 тыс. кв. м в сегменте ИЖС. Глава города уверен, что до конца 2024 года плановый показатель в 2,68 млн будет обязательно выполнен.
Еще год назад Петербург полностью решил проблему обманутых граждан — участников долевого строительства. За пять лет в городе введено 58 объектов — более 19,1 тыс. квартир.
Социальный баланс
Бурное жилищное строительство привело к дисбалансу сдаваемых новостроек и социальных объектов, признают власти города. Ключевым направлением работы городского правительства в последние годы стало строительство социальной инфраструктуры. В этом году в Петербурге планируется сдать в эксплуатацию 100 социальных объектов, в том числе 37 детских садов и 38 школ. Также будут введены 14 медицинских учреждений: поликлиники, офисы врачей, три станции скорой помощи и так далее. Намечен ввод пожарного депо.
В 2025 году продолжится плановое строительство социальных объектов. Новые школы и детские сады возводятся по специально разработанному петербургскому стандарту. Он предполагает создание качественных, функциональных, комфортных объектов. «Прошло время однотипных, безликих школ и садов. Сегодня все школы возводятся по индивидуальным дизайн-проектам, поэтому каждое образовательное учреждение имеет свой оригинальный узнаваемый вид,— поясняет Александр Беглов.— Все современные школы в настоящее время обязательно оснащаются бассейнами». По информации Смольного, в следующем году город намерен пополнить социальную инфраструктуру 145 новыми объектами.
Новый этап метростроения
Одним из серьезных вызовов города в последние годы стало приостановленное строительство метрополитена. Город преодолел сложности предыдущих периодов. «Главной задачей в данной работе было сохранение кадров,— подчеркнул глава Петербурга на съезде строителей.— В "Метрострое" работает 3,5 тыс. специалистов, потерять которых мы не имели права. Именно эти ценные работники выполняют сегодня задачи, стоящие перед городом. "Метрострой" вышел из кризиса».
Уходящий год стал знаковым для отрасли, считает губернатор Беглов. «Метрострой Северной Столицы» (МССС) завершил реконструкцию станции «Чернышевская» и заканчивает работы на участке до станции «Горный институт». Были проведены все необходимые мероприятия для запуска щита «Надежда», его тестовая эксплуатация прошла успешно. Щит уже начал работать на строительстве продолжения Невско-Василеостровской линии от «Беговой» до «Каменки» через станцию «Богатырская».
Одновременно идет строительство станций «Путиловская» и «Юго-Западная» на Красносельско-Калининской линии. Завершить основные работы здесь власти Петербурга и МССС намерены в следующем году. Это будет новая — шестая — линия петербургского метро. По этой линии в сторону будущей станции «Каретная» уже запущены в тестовом режиме два механизированных комплекса. Это первый участок, который «Метрострой» прокладывает с нуля.
После одобрения госэкспертизы механизмы пройдут четыре станции: «Броневую», «Заставскую», «Боровую» и «Каретную». Необходимую технику МССС поставит Обуховский завод, где уже строят два проходческих комплекса и другие машины, на практике реализуя импортозамещение. Первый «обуховский» блокоукладчик уже передан метростроевцам.
Планы города по развитию метрополитена сложно не назвать амбициозными, но петербургское метро является предметом особого внимания президента России. «В частности, по его поручению нам предстоит продлить Кировско-Выборгскую линию до Пулково и "Экспофорума",— напоминает губернатор,— а дальше пойти до Царского Села. Я уверен, что город справится с задачей».
Дороги в будущее
Кратно за последние пять лет в Петербурге увеличились объемы дорожного строительства. В этом году город отремонтировал около 100 дорог, среди них такие важные транспортные магистрали, как Лиговский, Чкаловский и Приморский проспекты. Сдано рекордное количество новых дорожных объектов — 12 дорог общей длиной 22 км. Особый вклад в улучшение транспорной ситуации внесли стройки на юге города: сооружение транспортной развязки на пересечении Петрозаводского и Лагерного шоссе, Московско-Дунайская развязка, а также два реконструированных участка Колпинского шоссе.
По поручению президента России крупнейшее обновление в своей истории переживает Кронштадт. В этом году здесь одновременно шли работы на семи дорожных объектах. По четырем из них, среди которых реконструированное Кронштадтское шоссе, уже открыто движение.
Пять новых магистралей появились на намывных территориях Васильевсокого острова. В общей сложности здесь будет построено 15 км дорог. Наравне с этим продолжается строительство таких важных объектов, как Южная широтная магистраль, Большой Смоленский мост, новые трассы в Приморском районе, реконструкция Цимбалинского путепровода.
Драйверы развития
Развитие Санкт-Петербурга как современного мегаполиса было бы невозможным, если бы город не стал местом реализации мегапроектов. Это стержень инвестиционной программы преобразований Северной столицы. Прошлогодний показатель по объему инвестиций в 1,2 трлн рублей в этом году вырос на 26% и достиг 1,227 трлн рублей (сумма соглашений, подписанных на полях ПМЭФ-2024). Все мегапроекты Петербурга имеют статус проектов федерального значения.
Проект высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург в этом году перешел в активную стадию реализации. «Из центра Москвы в центр Петербурга за 2 часа 15 минут — это совершенно другой уровень развития столичных агломераций и включение в них ряда субъектов Федерации. Магистраль изменит экономику всех регионов, по которым пройдет. В частности, мы рассчитываем на 25% роста туристического потока из столицы»,— обозначает перспективы ВСМ господин Беглов.
Продолжается развитие и другого значимого проекта — строительства Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Первый этап этой стратегической трассы завершен — движение по Витебской развязке откроется до конца года, заверяет губернатор Петербурга. Подписание концессионного соглашения для дальнейшей реализации проекта произошло также в уходящем году.
В 2024 году стартовал проект строительства нового тылового морского терминала в порту «Бронка». Он усилит транзитные возможности города, укрепит связи с Белоруссией. С реализацией проекта второй очереди аэропорта «Пулково» пропускная способность воздушных ворот Петербурга приблизится к 40 млн пассажиров в год. Благодаря поддержке президента, город включен в федеральную программу «Пять морей и озеро Байкал», в рамках которой будет построен всесезонный курорт «Санкт-Петербург марина» с общим объемом инвестиций в 250 млрд рублей. Большую часть из них (165 млрд) составят средства инвестора.
Ядром технологической долины на юге города станет ИТМО Хайпарк — научно-образовательный инновационный центр мирового уровня. Здесь же будет построен кампус СПбГУ. Его связь с городом призвана обеспечить трамвайная линия «Славянка» — еще один известный инвестиционный проект города. Первый этап линии, как и планировалось, будет завершен в конце следующего года.