Покупки сбились со следа
Почему сотни покупателей месяцами ждут свои заказы из США и ЕС
Онлайн-покупки из Америки и Евросоюза потеряли след. Сотни российских покупателей запчастей, электроники и даже витаминов месяцами ждут оплаченных товаров, сообщает Forbes. В некоторых случаях сроки достигли года. 11 декабря стало известно, что с проблемами столкнулись клиенты партнерского сервиса «Почты России». В чатах службы «Почта Global» активно обсуждают застрявшие, быть может навсегда, отправления. Компания признает трудности, но утверждает, что масштаб преувеличен, и после Нового года все посылки дойдут до адресатов. Собеседники “Ъ FM” подсчитывают финансовые потери, у некоторых речь о нескольких тысячах, у других — о миллионах рублей. При этом крупные игроки рынка доставки товаров из США и Европы задержек не фиксируют. Вместе с разочарованными покупателями и представителями сервисов доставки в теме разбирался Станислав Крючков.
Градус эмоций в клиентских чатах иногда зашкаливает. При этом кто-то смирился или выбрал стратегию ожидания, все зависит от потерянной суммы. Для Александра, покупателя спортивного инвентаря, велосезон был испорчен еще в июле: «Мой товар — это оплетка на спортивный руль шоссейного велосипеда. Стоимость — порядка 5 тыс. руб. Попытки связаться со службой поддержки на сайте не привели к успеху. Все эти пять месяцев я жил в полной уверенности, что я потерял все то, что поступило на склад на территории США».
Техподдержка сервиса, когда отвечает, называет разные причины: от проблем с оплатой труда складских сотрудников за рубежом до затянувшихся проверок некоторых товаров. Владелец внедорожника Hummer Евгений уверен, что пять из 11 его заказов уже не привезут. Чек автомобилиста составил $1 за детали и 26 тыс. руб. за доставку. Товар «Почта Global» пометила как санкционный, отметил собеседник “Ъ FM”: «Покупал запчасти и отправлял на американский склад "Почты Global" 16 декабря 2023 года. Техническая служба отвечает: "Извините, пока посылка не будет доставлена на склад, мы за нее ответственности не несем". Сейчас у меня у посылки в личном кабинете надпись "Санкционный товар", но ни о каких перерасчетах речи не идет».
Зарегистрированный в Гонконге сервис в 2022-м представляли как службу покупки из интернет-магазинов Европы от «Почты России». Евгений сразу «клюнул» на предложение, размещенное на сайте национального оператора: «Баннер "Почты Global" был в приложении, показывало, что это непосредственно вживлено в экосистему "Почты России", что это такая же услуга, как доставка писем на дом».
В «Почте России» “Ъ FM” сообщили, что выступают «лишь логистическим партнером сервиса». В «Почте Global» рассказали, что задержки возникли из-за невозможности оплачивать работу зарубежных контрагентов, заказы из США уже отправляются, а до конца декабря возобновятся отправления из Евросоюза. Эксперты считают, что сложности испытывают площадки, обрабатывающие мелкие частные покупки. Секрет успеха других игроков отрасли в найденных вариантах расчетов с поставщиками, отмечает аналитик Data Insight Сергей Семко: «Умение доставить из другой страны и обменять рубли на деньги — это две составных успеха любого оператора. Проводились исследования, потребители говорили о том, что они получают свои заказы из-за границы в пределах 21 дня».
На российском рынке розничного онлайн-импорта помимо «Почта Global» работают еще несколько игроков. В Usmall по итогам года хотят выйти на оборот в 3,5 млрд руб. Это в полтора раза больше, чем в 2023-м. Средний чек на платформе сейчас — 10 тыс. руб. Логистика усложнилась, но не настолько, чтобы говорить о задержках на месяцы, и ситуация не поменяется даже из-за новогоднего ажиотажа, уверяет представитель CDEK.Shopping Миша Берггрен: «Видим, что ситуация была и остается напряженной, но ужесточения требований за последнее время мы не наблюдаем. Большинство отправлений идет из США, Китая, стран ЕС в среднем от 14 дней. В третьем квартале в топ-стран с наиболее быстрой доставкой попали Германия, Италия, Финляндия, Англия — от семи дней».
11 декабря Forbes сообщил, что некоторые клиенты сервиса «Почта Global» свои претензии адресуют именно «Почте России». Кроме того, направлены жалобы в Роспотребнадзор и Генпрокуратуру. Издание отмечает, что ведомства разобраться не помогли.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".