Фемида взвесит миллиард

Прокуратура хочет взыскать с бывшего главы Нижнего Новгорода коррупционный доход

Советский райсуд продолжает рассматривать заявления прокуратуры, ответчиками по которому выступают экс-глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин, его бывшая жена Элада Нагорная и крупный спецзастройщик «Старт-Строй». Прокуратура Нижегородского района хочет взыскать с них более миллиарда рублей за долю госпожи Нагорной в «Старт-Строе». Из этого общества она вышла еще год назад, но оплату за долю не получила. Отбывающий десятилетний срок Олег Сорокин заявил, что не имеет отношения к бывшему бизнесу жены. После его выступления прокуратура изменила формулировки своей позиции, сделав акцент на коррупционной составляющей девелоперских проектов.

Бывший мэр Нижнего Новгорода Сорокин Олег в зале суда

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

В Советском райсуде по видеосвязи из колонии в Омске выступил бывший глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин, с декабря 2017 года отбывающий срок по приговору суда. Нижегородская районная прокуратура попросила солидарно взыскать 1,039 млрд руб. с него, его бывшей супруги Элады Нагорной и спецзастройщика «Старт-Строй». Как ранее сообщал «Ъ-Приволжье», требования районного прокурора базируются на уголовном приговоре Олегу Сорокину и решении в пользу Генпрокуратуры РФ.

В частности, было установлено, что Олег Сорокин, будучи в 2010–2015 годах главой города, продолжил тайно контролировать строительный бизнес. В 2014 году он «из личной заинтересованности» помог компании «Инградстрой» получить на торгах крупнейший земельный массив — 453 га в Кузнечихе под застройку. А в конце 2016 года компанию «Инградстрой» приобрел застройщик «Старт-Строй», 60% доли в котором принадлежали теперь уже бывшей жене Олега Сорокина (они развелись в 2023 году).

В прошлом году Генпрокуратура взыскала с «Инградстроя» и бывших супругов 1,5 млрд руб. коррупционного дохода. По аналогии прокурор Нижегородского района решил, что доля госпожи Нагорной в материнской компании также получена коррупционным путем, и попросил взыскать в бюджет ее рыночную стоимость. Проживающая за рубежом Элада Нагорная еще в декабре 2023 года вышла из участников ООО «Старт-Строй». Однако компания еще не расплатилась с ней за долю — 60% уставного капитала числятся в обществе нераспределенными.

Олег Сорокин в суде сообщил, что не имеет никакого отношения к «Старт-Строю» и сначала не хотел обращать внимание на новый иск, пока его не сделали соответчиком. Он рассказал, что за торги с “Инградстроем” уже был наказан 10-летним заключением, с приговором не согласен, но большую часть наказания отбыл.

«Но когда мне приписывают участие в “Старт-Строе”, это сильно смущает. Просто перенесли все материалы, уставы и договоры компаний из предыдущих уголовного и гражданского дел. Скопированы формулировки обвинения и Генпрокуратуры, и ни одна из них не подтверждена доказательствами. Когда “Старт-Строй” стал участником “Инградстроя”, я уже более года не был главой города», — сообщил заключенный. По словам Олега Сорокина, он понимает мотивы бывшей жены, вышедшей из участников «Старт-Строя». Однако денег за свою долю Элада Нагорная не получила и по сути подарила компанию другим ее участникам. Поэтому теперь это зона ответственности ее бывших компаньонов. «На основании чего нас сделали ответчиками, я не понимаю. Формулировки прокуратуры в отношении меня носят откровенно преступный характер», — резюмировал бывший бизнесмен и глава города.

Представитель Олега Сорокина Дмитрий Ляховецкий назвал иск прокурора недобросовестной попыткой переложить ранее установленные обстоятельства в отношении ООО «Инградстрой» на ООО «Cтарт-Строй». «Это две совершенно разные компании, поэтому истец поступает недопустимо и процессуально неверно. Материнская компания нигде не упоминается: ни в приговоре по уголовному делу Сорокина, ни в решении по иску Генпрокуратуры», — пояснил адвокат.

Представитель Элады Нагорной Павел Зоркин подчеркнул, что действительная стоимость доли ей не выплачивалась, поэтому солидарное взыскание на отсутствующие деньги обратить невозможно. Отказать районной прокуратуре попросил и представитель «Старт-Строя» Василий Войнов. По его словам, компания никаких коррупционных нарушений не совершала, поэтому отвечать по иску не может.

Заслушав ответчиков, сотрудники прокуратуры переформулировали свою позицию. По мнению истца, при строительстве и продаже жилья на полученных участках Кузнечихи имела место коррупционная схема.

«Увеличение доходов ответчика стало возможным за счет использования данного коррупционного капитала, его легализации в гражданском обороте за счет конверсии в иные виды бизнеса. Неоднократное смешение на счетах юрлиц с другими источниками дохода было направлено на капитализацию застройщиков “Инградстрой” и “Старт-Строй”. Последняя компания использовалась ответчиками как инструмент для коррупционного обогащения, распределения нелегального дохода, его легализации и преобразования в иные активы», — заявил представитель прокуратуры Нижегородской области.

По его мнению, ответчики смешивали деньги из различных источников, скрывая коррупционное происхождение части средств, а Элада Нагорная, выходя из участников «Старт-Строя», намеревалась легализовать и отмыть эти смешанные доходы. Доказать законность увеличения уставных капиталов и доходов обеих организаций, по мнению прокурора, ответчики не смогли.

Судья Ольга Зайцева дала сторонам время на подготовку возражений, однако решение по иску на миллиард рублей, видимо, будет вынесено до конца года.

Роман Кряжев

Вся лента