«Метеор» долетел до Удмуртии
«Водолету» предоставят более 350 млн рублей господдержки на речные перевозки
В 2025 году нижегородский оператор скоростных речных пассажирских перевозок ООО «Водолет» получит более 357 млн руб. субсидий на развитие. Компания планирует открыть рейсы в Пермь, Самару и Рязань. В этом году «Метеоры» на подводных крыльях начали ходить в Сарапул с заходом в Каму и в Ярославль через Ивановскую область. Власти пообещали предоставить областной судоходной компании дополнительное федеральное финансирование для возмещения затрат. «Водолет» заказал строительство еще трех «Метеоров», однако поставки этих судов могут задержаться из-за санкций, а новые внутренние маршруты предстоит проверить в условиях обмеления рек.
В заксобрании Нижегородской области об итогах прошедшей навигации отчитался Никита Итальянцев, руководитель областного оператора ООО «Водолет». Сейчас скоростной флот компании состоит из пяти судов на подводных крыльях (СПК) «Валдай» и двух более вместительных «Метеоров 120Р». На заседании комитета по транспорту господин Итальянцев рассказал, что их пассажиропоток в 2024 году увеличился на 54% год и превысил 125 тыс. человек, а за пять лет компания перевезла 317,6 тыс. пассажиров. В 2019–2024 годах скоростные суда «Водолета» прошли более полумиллиона километров водных путей, что эквивалентно 14 оборотам вокруг экватора, добавил он.
Для развития скоростных речных перевозок областные власти намерены привлечь дополнительное бюджетное финансирование.
На заседании комитета стало известно, что в областном бюджете 2025 года на эти цели заложено более 200 млн руб. субсидий, еще 157 млн запланировано на покупку СПК. Также было анонсировано участие региона в новых федеральных программах.
Министр транспорта Нижегородской области Павел Саватеев отметил, что субсидии «Водолету» показывают экономическую эффективность. «В 2019 году мы субсидировали 60% перевозок, сейчас этот объем сократился до 47%. Казалось бы, 13% — небольшая экономия, но при этом количество рейсов и пассажиров серьезно увеличилось, а затраты компании возросли. Предприятие само по себе начало зарабатывать больше, несмотря на рост затрат», — добавил господин Саватеев. В будущем году он пообещал привлечь больше средств федеральной господдержки, в том числе на компенсацию половины стоимости покупки судна.
В прошлом году «Водолет» обслуживал 12 межрегиональных и 16 внутренних маршрутов, а также выполнял экскурсионные прогулочные рейсы. Пассажиров возили по Волге и Оке в Казань, Юрьевец, Кинешму, Кострому и Ярославль Чебоксары, Козмодемьянск, Васильсурск, Муром, Дзержинск и Павлово. По просьбе правительства Удмуртии решено было продлить маршрут в республику. Ее руководство убедило перевозчика запустить рейс из Казани в Сарапул, предоставив бюджетные субсидии.
«Загрузка “Метеора” была хорошая: из Татарстана в Удмуртию — порядка 50% пассажиров, обратно — 98%. Это самый длинный рейс: 545 км без остановки, время в пути составило около 10 часов. Пассажиры были очень довольны, что удалось пройтись по Каме», — рассказал господин Итальянцев.
Сейчас «Водолет» договаривается о расширении маршрутов с правительством Пермского края. «В 2025 году планируется организовать восемь рейсов до Перми по такой же схеме, как в Удмуртии. Мы продлим рейс Нижний Новгород — Казань — Сарапул, а в Пермь и оттуда обратно», — пообещал руководитель компании. Изучается возможность открытия рейса в Самару с остановкой в Ульяновске. «На участке Казань — Ульяновск загрузка была не очень хорошая. Нам кажется, что Казань — Самара будет более востребованным маршрутом. Также поступил запрос из Рязанской области проработать и запустить маршрут к ним, но здесь будут сложности из-за мелководья даже у ”Валдая”», — сообщил Никита Итальянцев.
Изучать глубины на этом направлении планируется весной в период половодья вместе с новым внутренним маршрутом до Выксы. Специальные причалы для СПК появятся у Дудина монастыря в Богородском округе, в Работках Кстовского округа и Горбатове. Также планируется увеличить частоту рейсов. По словам директора, «Водолет» договорился с Росморречфлотом о дополнительных окнах шлюзования на Городецком гидроузле, который сейчас реконструируют для улучшения грузового судоходства на проблемном участке Волги. Через шлюзы в Городце скоростные суда также ходят в Ивановскую область и Ярославль.
Третий такой СПК компания планировала получить до конца 2024 года, однако теперь ждет его к началу навигации.
Из-за западных санкций расширение флота компании пока тормозится. Оператор рассчитывал в этом году получить третий «Метеор». Однако с его сборкой возникли проблемы: производитель не смог получить импортную энергетическую установку, российских аналогов пока нет. Похожие агрегаты выпускает Кингиссепский машзавод, однако они представляют собой модифицированную версию двигателя, разработанного еще в 1960-х годах, рассказал «Ъ-Приволжье» Никита Итальянцев. При этом до конца 2024 года региональный оператор планирует подписать контракты на поставку еще трех СПК «Метеор 120Р». Депутаты комитета по транспорту приняли доклад о перевозках «Водолета» к сведению.
«Вы измеряете пройденный путь расстояниями вокруг Земли. Надеемся, в дальнейшем будете вести отсчет до Луны и обратно», — пошутил председатель комитета Владимир Солдатенков.