Приехали
В Прикамье практически перестали расти продажи авто
Резкий рост продаж автомобилей в Прикамье, стартовавший в начале 2023 года, приостановлен. За прошедший месяц на учет в регионе поставили 2013 авто, что больше показателей ноября 2023-го всего на 16,6%. Снижение показателей продемонстрировали как китайские, так и отечественные марки. Автодилеры связывают «заморозку» рынка с повышением ключевой ставки ЦБ и снижением покупательной способности населения. В следующем году, по словам экспертов, будет наблюдаться стабилизация рынка, однако ожидать кратного увеличения продаж не стоит.
В ноябре в Пермском крае было зарегистрировано 2013 новых легковых автомобилей, что на 287 машин (или на 16,6%) больше, чем в ноябре прошлого года. Как следует из отчета профессионального сообщества «Автомаркетолог» и аналитиков VERRA (дилерские центры Toyota, Lexus, Porsche, Exeed, Geely и др.), снижение продаж новых авто продемонстрировали в основном китайские бренды Omoda (на 32,8%, с 64 до 43 штук) и Zeekr (на 71,4%, с 21 до 6 штук). Падение спроса наблюдается также на марки UAZ (40,7%), Mitsubishi (30,8%) и Hyundai (14,8%).
Основную долю всех проданных в ноябре автомобилей традиционно составила отечественная Lada — 757 машин, что на 2,1% меньше, чем годом ранее (в 2023-м — 773). Второе место заняла китайская марка Haval — в ноябре было продано 231 авто бренда (рост на 13,2%). Замкнула тройку лидеров по доле всех проданных машин Chery, количество их регистраций составило 212 штук (рост на 35%). По объемам продаж также лидировали китайские марки Geely (147 штук) и Changan (128 штук).
Кроме того, за ноябрь 2024 года на 9,8% увеличилось количество зарегистрированных автомобилей с пробегом — всего 7731 авто. В этом сегменте лидером по росту продаж остался Haval (266,7%).
Стоит отметить, что объемы регистрации новых машин в ноябре 2023 года оказались на 51,1% выше, чем в ноябре 2022-го. Наибольший прирост тогда показали китайские Changan (увеличение на 6700%), Omoda (на 1180%), Haval (на 191,4%), Chery (на 185,5%) и японский Suzuki (на 150%).
Два предыдущих года стали периодом значительного роста пермского авторынка после рекордного сокращения 2022-го, когда продажи были снижены почти на 60%. Взамен ушедших западных брендов в регионе открывались продажи китайских машин. За это время на рынок региона вышли более 15 новых брендов из Китая, в их числе Omoda, Jetour, Jaecoo, Zeekr, Tank. Начали работу три салона российского «Москвича», машины этой марки напоминают китайский JAC. Открытие салонов китайских брендов обеспечило авторынку активный прирост в первых трех кварталах. Так, самые высокие показатели регистрации новых авто в 2023 году в Пермском крае были зафиксированы в августе (1889) и сентябре (1907 авто), в 2024-м — в марте (2382) и апреле (2292).
Участники рынка связывают замедление продаж к концу года с повышением ключевой ставки ЦБ РФ и ставок утилизационного сбора. По словам гендиректора VERRA Анны Бояршиновой, тенденция на снижение роста продаж авто является общероссийской. Она отмечает, что местный авторынок продемонстрировал спад на 29% по отношению к октябрю. «В результате экономических изменений реализовался отложенный спрос — покупатели устремились приобретать автомобили до повышения цен. Также растет ключевая ставка, которая сказывается на дороговизне кредитов для клиентов»,— подчеркнула госпожа Бояршинова.
Собственник консалтингового агентства Detkin & Co, бизнес-консультант группы компаний «Планета Авто» (Челябинск) Алексей Деткин поясняет, что 80% всех сделок по китайским автомобилям реализовывалось в кредит. Из-за новых правил кредитования и повышенной ставки динамика продаж брендов из Поднебесной снизилась. «Бренд Omoda, вероятно, не угадал с ценообразованием и отсутствием широкой линейки модельного ряда. Конкуренция среди китайских производителей заметно увеличилась, поэтому брендам необходимо запускать новые продукты для поддержания спроса на рынке»,— считает господин Деткин.
Оценивая годовые итоги развития авторынка, генеральный директор «Автопрестижа» Артем Кононов отметил, что, несмотря на общую положительную динамику сегмента, осенью продажи машин замедлились, в том числе из-за «охлаждения покупательной способности и появления дополнительных финансовых барьеров». По словам господина Кононова, продажи компании просели на 20% по отношению к предыдущему месяцу. «Если оценивать общую статистику, то относительно прошлого года обвала не наблюдается»,— подчеркнул эксперт.
Эксперты допускают, что значительного прироста продаж в будущем году, скорее всего, не будет. По словам Алексея Деткина, авторынок входит в процесс стагнации: «Фактически мы наблюдаем результаты динамики курса валют и новых ставок рефинансирования. Самым оптимистичным сценарием будущих продаж на рынке будут показатели этого года». Господин Кононов считает, что стабилизацию рынка можно будет наблюдать только к осени следующего года. Анна Бояршинова предполагает, что конечный результат 2024 года по отношению к 2023-му покажет рост на уровне 55% и «более серьезного роста в ближайшее время, вероятно, не будет».