Асад впервые рассказал, как покинул Сирию
Башар Асад, cложивший полномочия президента Сирии из-за наступления на Дамаск исламистских формирований, заявил, что ни разу за время гражданской войны и последующих событий не рассматривал возможность ухода в отставку и ситуации с просьбой об убежище. Он утверждает, что оставался в Дамаске вплоть до раннего утра 8 декабря — когда к столице подходили вооруженные группировки — и покинул Сирию только вечером в тот же день. Это первое его публичное заявление после смены власти в Арабской Республике.
В заявлении Башара Асада, распространенном в Telegram-канале его пресс-службы, говорится, что после проникновения боевиков в Дамаск он направился в сирийскую провинцию Латакия (там расположена российская авиабаза Хмеймим). Его отъезд из столицы осуществлялся «в координации с российскими союзниками и с целью дальнейшего наблюдения за боевыми операциями». Вечером господин Асад вылетел в Россию.
По словам Башара Асада, о захвате боевиками столицы он узнал после отъезда из Дамаска. Оставаться президентом в стране, захваченной «террористами», он посчитал бессмысленным. Его отъезду, утверждает Башар Асад, предшествовали «разрушение последних военных позиций и вызванный этим паралич всех государственных институтов». «Мой отъезд из Сирии не был спланирован и не произошел в последние часы, пока шли бои, как утверждают некоторые»,— подчеркнул он.
Башар Асад правил страной с 2000 года, а его семья — с 1971-го. Reuters со ссылкой на источники писало, что 7 декабря, за несколько часов до отъезда, господин Асад на встрече с 30 высокопоставленными представителями спецслужб и армии заверил, что российское военное подкрепление «уже в пути». При этом, по данным агентства, в тот же день вечером он уехал на российскую авиабазу. Bloomberg со ссылкой на несколько неназванных источников сообщало, что при приближении исламистов к Дамаску Россия предложила Башару Асаду и его семье «безопасную эвакуацию», если он согласится уехать «немедленно».
О последствиях смены власти в Сирии для России — в материале «Ъ» «Место под сирийским солнцем».