Совет ЕС разыграл партию с новым дирижером

Глава европейской дипломатии Кая Каллас впервые собрала министров иностранных дел на официальное заседание

В Брюсселе 16 декабря состоялось заседание Совета ЕС, впервые прошедшее под председательством нового верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Каи Каллас. С самого начала на новоиспеченную главу европейской дипломатии свалилась плотная повестка, на верхних строчках которой расположились российско-украинский конфликт, политический кризис в Грузии и напряженность на Ближнем Востоке. При этом в центре ближневосточных дискуссий оказалось не противостояние Израиля и его региональных недругов, как планировалось ранее, а внезапная смена власти в Сирии, куда госпожа Каллас пообещала отправить делегацию ЕС.

Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас (в центре)

Фото: Virginia Mayo / AP

Грузинская проблема

Заседание глав МИДов стран ЕС 16 декабря было особенным. Его проводил не Жозеп Боррель, пять лет председательствовавший на встречах высших европейских дипломатов, а его преемница — бывший премьер Эстонии Кая Каллас. Ее дебют в качестве распорядителя Совета ЕС по иностранным делам ожидаемо был не из легких.

В последние, турбулентные годы редкая встреча министров иностранных дел обходилась без бурной дискуссии по различным внешнеполитическим вопросам. Не обошлось без споров и на этот раз.

Если под конец 2023 года Грузия в Брюсселе обсуждалась преимущественно в позитивном ключе (именно в это время страна получила статус кандидата на вступление в Евросоюз), то участники нынешней встречи уже ставили под вопрос европейское будущее республики и отношений с ней Евросоюза. Политический кризис, вызванный несогласием оппозиции с результатами парламентских выборов 26 октября, а также заявлением премьера Ираклия Кобахидзе о приостановке переговоров с Брюсселем о евроинтеграции, требовал от европейских дипломатов реакции. Ее же требовала грузинская оппозиция.

На национальном уровне некоторые члены ЕС уже ввели санкционные меры против отдельных представителей правящей партии «Грузинская мечта» (ГМ) и ее основателя олигарха Бидзины Иванишвили. Теперь же подобные меры предстояло обсудить на уровне всего Евросоюза.

Тем не менее еще утром 16 декабря стало понятно, что решительных шагов не будет. По мнению Каи Каллас, события в Грузии «развиваются не в правильном направлении», а у Брюсселя есть два инструмента давления на Тбилиси: «один — санкции, другой — ограничение безвизового режима». Однако, пояснила дипломатка, Евросоюз — это «27 демократических стран, каждая со своими взглядами», поэтому для принятия каких-либо решений по Грузии «потребуется время».

Можно было бы предположить, что ограничения в отношении республики или ее руководства блокируют такие страны, как Словакия и Венгрия. Однако у ГМ неожиданно обнаружились и другие союзники. Против санкций выступил глава МИД Люксембурга Ксавье Беттель. По его словам, сначала надо «понять, что были фальсификации» на выборах, а потом уже говорить о санкциях. «Поведение правительства Грузии (жесткие разгоны протестов.— “Ъ”) недопустимо», поэтому необходимо «наказывать ответственных лиц, но наказывать партию за то, что она показала хорошие результаты на выборах… это не то, что надо», добавил он.

В итоге главы МИДов так и не ответили на вопрос, что делать с Грузией, и решили подождать. Как отметила Кая Каллас, действующий президент Грузии Саломе Зурабишвили будет занимать свой пост до 29 декабря, а «до этого времени может произойти многое».

Сирийский вопрос

В центре внимания с точки зрения ближневосточной тематики оказалась смена власти в Сирии. После падения режима Башара Асада к власти в стране пришла оппозиция, костяк которой составляет признанная террористической и запрещенная в России, США и многих других странах группировка «Хайат Тахрир аш-Шам». Тем не менее, по словам Каи Каллас, столь неоднозначный международный статус новых властей Сирии не повод не вести с ними переговоры.

«Я поручила высокопоставленным европейским дипломатам отправиться в Дамаск для контактов с новым правительством»,— сообщила госпожа Каллас.

Она отметила, что Брюссель должен определить уровень взаимодействия с новым сирийским руководством. «Для нас важны не только их слова, но и поступки»,— предупредила глава европейской дипломатии, отметив, что «ближайшие недели и месяцы покажут, движутся ли они (новые власти Сирии.— “Ъ”) в правильном направлении».

Главы МИДов стран ЕС отметили, что ждут от пришедших к власти в стране группировок защиты меньшинств, а также намерены обратить внимание на «угрозы», которые исходят от оставшихся в Сирии двух российских военных баз. Напомним, судьба баз Тартус и Хмеймим до сих пор не решена. Как заявил 16 декабря пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, ее предстоит определить в ходе переговоров с новым сирийским руководством.

Традиционная повестка

Третий вопрос повестки дня, в отличие от первых двух, был вполне традиционным. Речь шла о российско-украинском конфликте. На встрече в Брюсселе главы МИДов утвердили 15-й пакет санкций в отношении России, в который, впрочем, попали также компании из Китая, Индии, Ирана, Сербии и ОАЭ за помощь в обходе торговых ограничений или закупку «чувствительных товаров». Кроме того, в черном списке оказались «два высокопоставленных чиновника КНДР». Основной мишенью новых мер стали российский «теневой» торговый флот и военно-промышленный комплекс РФ.

«Мы будем поддерживать украинский народ на всех фронтах: гуманитарном, экономическом, политическом, дипломатическом и военном. Не может быть никаких сомнений, что Украина победит»,— заявила Кая Каллас, комментируя введение 15-го пакета санкций.

Тем не менее даже в этих вопросах не обошлось без дискуссии. Например, глава МИД Венгрии Петер Сийярто заверил, что его страна при введении 15-го пакета добилась исключения из него патриарха Кирилла, Олимпийского комитета России, российского постпреда при ООН, которым сейчас работает Василий Небензя, а также двух футбольных клубов. Помимо этого, господин Сийярто сообщил, что Будапешт наложил вето на решение ЕС выделить €6,5 млрд на военную помощь Украине.

Не встретила полной поддержки и идея президента Франции Эмманюэля Макрона об отправке европейской миротворческой миссии на украинскую территорию в случае прекращения боевых действий. По мнению госпожи Каллас, обсуждать подобную инициативу рано. В этом ее поддержал глава МИД Нидерландов Каспар Велдкамп, отметивший также, что необходимо дать «Украине полную поддержку», перед тем как могут начаться мирные переговоры, на которых, очевидно, после 20 января 2025 года будет настаивать приходящая администрация США во главе с республиканцем Дональдом Трампом.

С госпожой Каллас и господином Велдкампом согласился пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. По его мнению, вначале надо начать переговоры, «обо всем остальном, а именно о миротворцах, сейчас говорить, очевидно, преждевременно».

Между тем европейские дипломаты, не договорившись обо всем в декабре, уже успели наметить повестку следующего заседания, запланированного на январь 2025 года. В частности, глава МИД Литвы Кястутис Будрис призвал коллег совместно обратиться к Еврокомиссии с требованием принять стратегию по противодействию «гибридным действиям» России, которая, по его мнению, «использует гибридные атаки», чтобы отвлечь ЕС от «агрессивной войны против Украины». Литва, Чехия, Эстония, Латвия, Польша, Швеция и Румыния уже подготовили «аргументированное предложение» по этому вопросу и намерены его со всеми подробно обсудить в новом году.

Алексей Забродин

Вся лента